О.Х.Цомаева «куывд» этот был отменен и вместо него было решено сделать посильные пожертвования на военные нужды. После литургии был отслужен молебен о ниспослании победы российскому воинству» 357. Совершенно • очевидно, что формы праздничности в данной ситуации зависели от церкви. Связь между двумя божествами в общественном сознании осетин привела к трансформации обоих праздников, к смешению праздничных действий. В Осетинской церкви праздник Успения Богоматери включал торжественное богослужение, на которое прихожане являлись с ритуальной пищей. После ее освящения люди старались угощать детей, больных, нищих. В церкви пекли «просфора» круглые хлебцы из пшеничной муки, которые считались освященными, целебными. По поверью, такие просфора пекла сама Богородица. К выпечке допускались только пожилые и верующие женщины. Осетинское Успение отличалось от армянского, грузинского и других, прежде всего, эмоциональным настроем. Здесь не было особого веселья, столы были скромными, в этот день не ели мяса, ограничивались легкой пищей, освящали фрукты и поминали ими усопших 358. 8 сентября осетины отмечали храмовый праздник церкви, установленный в честь дня рождества Пресвятой Богородицы. В церкви совершалось богослужение и водосвятие. Прихожане уносили освященную воду домой и пили ее в течение трех дней. Считалось, что такая вода освобождает человека от болезней и неудач, дает уважение и любовь окружающих. Церковное богослужение начиналось в 5 часов вечера. Иногда «для усугубления духовного торжества» в этот день из Владикавказского кафедрального собора к божественной литургии переносили в Осетинскую церковь древнюю святыню, вышеупомянутую чудотворную икону Божьей матери. Торжественное архиерейское служение совершалось несколькими священниками на осетинском и русском языках. После литургии в церкви устраивалась общественная трапеза — «куывд»: резали быка, приносили из домов пироги, сладости, фрукты. В 1901 году на празднике пели три хора — соборный, Осетинской церкви и Владикавказской осетинской женской 141 |
341 возможность дают корреспонденции «Терских ведомостей» за 1914 год, где указывается, что прихожане местной осетинской церкви в память избавления от эпидемии ежегодно в августе отмечают праздник «Ног-Дзуар» в трех верстах от Владикавказа. «Обыкновенно из церкви идут в указанное место крестным ходом, совершают молебствие, после которого всем присутствующим предлагается хлеб-соль, а потом крестный ход возвращается обратно в церковь».894Обращает на себя внимание тот факт, что праздничное пространство не ограничивалось святым местом, а включало церковь Пресвятой Богородицы. В другой заметке четко указана дата праздника 17 августа, совпадающая с христианским Успением, так как оно длилось несколько дней. «В этот день после церковного богослужения осетины с крестным ходом отправляются за город, в местность около кирпичных заводов, где заранее приготовляется «куывд», устраиваемый осетинами4 слобожанами в складчину. В текущем году, ввиду переживаемых событий, по предложению священника О.Х. Цомаева «куывд» этот был отменен и вместо него было решено сделать посильные пожертвования на военные нужды. После литургии был отслужен молебен о ниспослании победы российскому воинству».895Совершенно очевидно, что формы праздничности в данной ситуации зависели от церкви. Связь между двумя божествами в общественном сознании осетин привела к трансформации обоих праздников, к смешению праздничных действий. В Осетинской церкви праздник Успения Богоматери включал торжественное богослужение, на которое прихожане являлись с ритуальной пищей. После ее освящения люди старались угощать детей, больных, нищих. В церкви пекли «просфора» круглые хлебцы из пшеничной муки, которые считались освященными, целебными. По поверью, такие просфора пекла сама Богородица. К выпечке допускались только пожилые и верующие женщины. Осетинское Успение отличалось от армянского, грузинского и других, прежде всего, эмоциональным настроем. Здесь не было особого веселья, столы были скромны 342 ограничивались легкой пшцеи, освящали фрукты и поминали ими усопших.896 8 сентября осетины отмечали храмовый праздник церкви, установленный в честь дня рождества Пресвятой Богородицы. В церкви совершалось богослужение и водосвятие. Прихожане уносили освященную водур домой и пили ее в течение трех дней. Считалось, что такая вода освобождает человека от болезней и неудач, дает уважение и любовь окружающих. Церковное богослужение начиналось в 5 часов вечера. Иногда «для усугубления духовного торжества» в этот день из Владикавказского кафедрального собора к божественной литургии переносили в Осетинскую церковь древнюю святыню, вышеупомянутую чудотворную икону Божьей матери. Торжественное архиерейское служение совершалось несколькими священниками на осетинском и русском языках. После литургии в церкви устраивалась общественная трапеза «куывд»: резали быка, приносили изч домов пироги, сладости, фрукты. В 1901 году на празднике пели три хора соборный, Осетинской церкви и Владикавказской осетинской женской школы. Храм не вмещал всех желающих, вокруг церкви собралось множество людей. Местное осетинское общество пригласило на трапезу в дом генерала А. Таучелова его Преосвященство. Праздник был ознаменован решением учредить во Владикавказской женской школе стипендию имени покойного епископа Иосифа Чегиповского первого архипастыря, перево897 дившего на осетинский язык богослужебные книги. В этот же день 8 сентября Владикавказская Ольгинская женская гимназия отмечала храмовый праздник своей церкви 898 Мусульманское население города сунниты и шииты в месяц зульхиджа (12-ый месяц мусульманского лунного календаря) отмечали свой главный праздник Курбан-байрам, «Ид аль-курбан». История этого праздника жертвоприношения восходит к раннему средневековью, ко времени пророка Ибрахима. По мусульманскому преданию Всевышний (аллах) по |