школы. Храм не вмещал всех желающих, вокруг церкви собралось множество людей. Местное осетинское общество пригласило на трапезу в дом генерала А. Таучелова его Преосвященство. Праздник был ознаменован * решением учредить во Владикавказской женской школе стипендию имени покойного епископа Иосифа Чегиповского первого архипастыря, переводившего на осетинский язык богослужебные книги 359. В этот же день 8 сентября Владикавказская Ольгинская женская гимназия отмечала храмовый праздник своей церкви 36°. Осетины приобщились к традиции отмечать юбилейные торжества. Готовясь к 100-летию Осетинской церкви они обратились с ходатайством в Св. Синод об отпуске субсидии на реставрацию церкви, на ремонт и ограду вокруг нее. В своем прошении они отмечали, что в ограде этой церкви похоронены герои Кавказской войны генералы Нестеров, князь Святополк-Мирский, князь Туманов и другие, а также лучшие общественные деятели осетинского народа: первый из осетин архиерей А. Колиев, первый осетинский поэт и писатель К.Л. Хетагуров, * переводчик осетинских богослужебных книг протоиерей А. Гатуев и др. На собственные деньги прихожан церковное кладбище было приведено в порядок, обнесено каменной оградой, были выстроены 2 подпорные стены около церкви для предотвращения осыпей горы, на которой оно стоит361. Последний религиозный праздник во Владикавказе был посвящен Святому Георгию, одному из самых популярных святых христианского населения города. У осетин праздник охватывал целую неделю, а самым главным днем считался вторник, в ночь накануне которого устраивалось жертвоприношение. Мясо жертвенного животного освящали в церкви. Во вторник проходило молебствие и общественная трапеза. Через неделю устраивались проводы праздника. Кроме Осетинской церкви Пресвятой Богородицы праздничным местом с 1913 года для осетин, живущих на * Владимирской слободке, стала Свято-Георгиевская осетинская церковь. Городская конфессиональная культура оказывала серьезное воздействие на традиционную праздничную жизнь осетин, в ней появлялось 142 |
342 ограничивались легкой пшцеи, освящали фрукты и поминали ими усопших.896 8 сентября осетины отмечали храмовый праздник церкви, установленный в честь дня рождества Пресвятой Богородицы. В церкви совершалось богослужение и водосвятие. Прихожане уносили освященную водур домой и пили ее в течение трех дней. Считалось, что такая вода освобождает человека от болезней и неудач, дает уважение и любовь окружающих. Церковное богослужение начиналось в 5 часов вечера. Иногда «для усугубления духовного торжества» в этот день из Владикавказского кафедрального собора к божественной литургии переносили в Осетинскую церковь древнюю святыню, вышеупомянутую чудотворную икону Божьей матери. Торжественное архиерейское служение совершалось несколькими священниками на осетинском и русском языках. После литургии в церкви устраивалась общественная трапеза «куывд»: резали быка, приносили изч домов пироги, сладости, фрукты. В 1901 году на празднике пели три хора соборный, Осетинской церкви и Владикавказской осетинской женской школы. Храм не вмещал всех желающих, вокруг церкви собралось множество людей. Местное осетинское общество пригласило на трапезу в дом генерала А. Таучелова его Преосвященство. Праздник был ознаменован решением учредить во Владикавказской женской школе стипендию имени покойного епископа Иосифа Чегиповского первого архипастыря, перево897 дившего на осетинский язык богослужебные книги. В этот же день 8 сентября Владикавказская Ольгинская женская гимназия отмечала храмовый праздник своей церкви 898 Мусульманское население города сунниты и шииты в месяц зульхиджа (12-ый месяц мусульманского лунного календаря) отмечали свой главный праздник Курбан-байрам, «Ид аль-курбан». История этого праздника жертвоприношения восходит к раннему средневековью, ко времени пророка Ибрахима. По мусульманскому преданию Всевышний (аллах) по 344 Последний религиозный праздник во Владикавказе был посвящен Святому Георгию, одному из самых популярных святых христианского на4 селения города. У осетин праздник охватывал целую неделю, а самым главным днем считался вторник, в ночь накануне которого устраивалось жертвоприношение. Мясо жертвенного животного освящали в церкви. Во вторник проходило молебствие и общественная трапеза. Через неделю устраивались проводы праздника. Кроме Осетинской церкви Пресвятой Богородицы праздничным местом с 1913 года для осетин, живущих на Владимирской слободке, стала Свято-Георгиевская осетинская церковь. Владикавказские грузины праздновали только один день, 23 ноября. Обязательным элементом праздника было жертвоприношение, которое устраивали, как правило, в складчину соседи или родственники.901 Городская культура оказывала серьезное воздействие на традиционную праздничную жизнь этнических групп, в ней появлялось много новаций, связанных с развитием форм профессионального искусства, с буржуазным подходом к организации культурно-зрелищных праздничных мероприятий. § 2. Городские праздники. Наряду с традиционными народными и религиозными праздниками в общественный быт владикавказцев вошли новые, городские торжества. Многие из них были направлены на укрепление монархического строя и православия, поэтому в них надлежало участвовать всем горожанам, независимо от социальной и этнической принадлежности. Главной тенденцией в развитии городской праздничной культуры было огосударствление праздника, превращение его в официальнопарадное торжество, демонстрирующее величие власти и прославляющее существующий социальный порядок. Как правило, государственный праздник посвящался какому-либо историческому событию или был свя |