Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 25]

3) качественно иной уровень доступа к получению образования, к приобретению желательной профессии, к потреблению духовных благ в связи с концентрацией в городах разнообразных учебных и культурноФ просветительских заведений; 5) специфическая и качественно, и количественно городская семья отличается от сельской меньшей средней величиной и отпадением (либо сужением) ряда функций, прежде всего хозяйственно-производственной 43.
Богатая история формирования населения Владикавказа свидетельствует о том, что переселение во Владикавказ зачастую совершалось целыми группами мигрантов, разнообразных по своему количественному и качественному составу.
Владикавказская крепость строилась на осетинской земле, поэтому изначально имела осетинский форштадт, который состоял из поселения Дзауджикау.
Его называли Владикавказский аул.
Сохранилось его описание: «С южной стороны укрепления примыкал старый осетинский форштадт, он обнесен был высоким деревянным палисадом и бойницами,
вдоль которого тянулся впереди глубокий ров; в нескольких местах имелись тесные калитки, способные пропустить только одного человека или одну лошадь».
Хорошие наездники и воины, к тому же знавшие все горные дороги, осетины часто привлекались к сопровождению и охране, оказыванию различных услуг российскому командованию.
Осетины взяли на себя обязательства по обороне крепости от постоянных набегов горцев, в основном ингушей.
Осетинский отряд охранял южную часть крепости самое неспокойное место.
Жители аула служили и в иррегулярных частях российских войск.

К середине XIX века среди жителей аула появились первые офицеры — юнкера Беса Коченов, Мамсыр Газданов, капитан Гадо Баев.
Они вынуждены были уступить крепости часть предоставленной им земли, а взамен получили земельные участки по реке Камбилеевке, где занимались сельским хозяйством.
В конце 1850-х годов в областной
25
[стр. 43]

43 дома, развивалась городская культура: появился театр, библиотеки, музеи, учебные заведения.
С 1852 года по 1914 год численность городского населения увеличилась более чем в 22 раза (с 3653 человек до 76983 человек).
Конечно, официальная статистика не является адекватным отражением реальной ситуации, она не всегда располагала точными сведениями о сезонных рабочих, отходниках и других.
Но несмотря на условность приведенных цифр, следует признать рост численности городского населения зна-* чительным, а его причинами высокий уровень миграции и активное развитие экономики, социальной и культурной жизни.
§ 2.
Этнический состав.
С самого начала процесса градообразования Владикавказ формировался как многонациональный социум.
Он был миграционным ареалом для представителей многих российских губерний, ряда европейских этносов, народов Закавказья и Ближнего Востока, зоной стыка русской и других эт-ч некультурных систем, входящих в состав российского общества и сопредельных районов.
• / Первыми жителями крепости были русские военные и отставные, осетины, армяне-торговцы.
К 1852 году русское население крепости составляло 2,5 тысячи человек.
Впоследствии оно увеличилось в ходе ука82 занных выше миграций и к 1914 году достигло 49993 человека.
Значительную часть городского населения составляли осетины.
В 83 1852 году их было 883 человека.
Владикавказская крепость строилась на осетинской земле, поэтому изначально имела осетинский форштадт, который состоял из поселения Дзауджикау.
Его называли Владикавказский аул.
Сохранилось его описание: «С южной стороны укрепления примыкал старый осетинский форштадт, он обнесен был высоким деревянным палисадом и бойницами,


[стр.,44]

44 вдоль которого тянулся впереди глубокий ров; в нескольких местах име-* лись тесные калитки, способные пропустить только одного человека или одну лошадь».84 Осетины взяли на себя обязательства по обороне крепости от постоянных набегов горцев, в основном ингушей.
Осетинский отряд охранял южную часть крепости —самое неспокойное место.
Жители аула служили и в иррегулярных частях российских войск.

В 1852 году осетин в ауле было 883 человека.85 Они вынуждены были уступить крепости часть предоставленной им земли, а взамен получили земельные участки по реке Камбилеевке, где занимались сельским хозяйством.
В конце 1850-х годов в областной
администрации появилась идея выселить осетин из аула в район Камбилеевки.
Чтобы обустроиться в этом районе осетины ездили в Галашевский лес за строительным материалом, но им препятствовали казаки Камбилеевской и Тарской станиц.
Поэтому желающих переселяться не было.
Осетины во главе с благочинным владикавказской Осетинской церкви Аксо Колиевым обратились осенью 1857 года к экзарху Грузии архиепископу Евсевию.
Экзарх Грузии вступился за осетин и просил командующего войсками Левого крыла Кавказской линии генерал-лейтенанта Н.И.
Евдокимова оста-* вить их в ауле.
Просьбу решили удовлетворить только для пожелавших приписаться к городскому сословию.
Уважив просьбу экзарха Грузии, начальник штаба тем не менее указывал: «В сущности они (осетины) не такие ревностные христиане, какими их представляет духовное начальст87 ВО».
Сами владикавказские осетины обратились в январе 1859 года к Н.Н.
Евдокимову с прошением, в котором напоминали, что они выходцы из разных осетинских ущелий, приняли святое крещение, построили еще в 1815 году осетинскую церковь, были наделены землей, лесом и прочимил угодьями, охраняли эту землю больше 50-ти лет, не раз обагряли ее своей

[Back]