Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 34]

Владикавказские ремесленники принадлежали к местному мещанскому обществу, подчинялись местному мещанскому управлению, несли определенные повинности.
Официально они признавались обществом « владикавказских ремесленников,
имели общую недвижимость, содержали два начальных училища мужское и женское, участвовали по представительству в городских сословных учреждениях, т.е.
действовали как сословное городское общество.
Ремесленная деятельность играла важнейшую роль в экономике молодого города.
В 30-х годах на одной из улиц Владикавказской крепости (Дворянской) ютились все ремесленники.
По описанию современников, они не имели никаких вывесок и "заказчикам приходилось бродить из хаты в хату и спрашивать, у кого можно было бы заказать или приобрести тот или
иной предмет."66 Хозяйство крепости развивалось быстрыми темпами.
Уже в 1852 году на главных улицах повсюду пестрели вывески ремесленников и мастеровых .

Их было 43 человека: каретных мастеров 2, столяров — 4, золотых дел мастер 1, портных 7, сапожников 6, слесарей 2, кузнецов 5, часовых дел мастеров — 3, кондитеров -2, хлебников —
1167.
21 февраля 1864 года группа ремесленников через Владикавказский городовой суд подала прошение об открытии "цехового ремесленного управления, на основании узаконений о цеховом обществе, на всем попечении ремесленников".
К этому времени "вольных ремесленников" в городе
было: 20 портных, 6 сапожников, 16 кузнецов, 2 лудильщика, 1 посудник, 1 седельщик, 1 эполетчик, 1 галунщик, 3 серебряка, 2 живописца, 2 слесаря, 1 столяр, 1 свечник, 1 стекольщик, 4 часовых дел мастера.
Городское общественное управление, обращаясь к начальнику области, просило "в видах общей пользы, а также для увеличения городских доходов, как равно в обеспечении их от подрыва ремесленниками, не знающими своего ремесла, учредить во Владикавказе ремесленную управу с упрощенным ремесленным устройством".
Суть его сводилась к тому, что ремесленники, не подразделяясь на цехи, могли заниматься одновременно несколькими видами
34
[стр. 86]

86 Глава II.
Экономика и бытовая культура.
§ 1.
Хозяйственны е занятия.
Преобразование Владикавказа в город по времени совпало с промышленным переворотом в России.
Активный процесс буржуазного развития затронул и окраины.
Экономический подъём в Осетии и рост городского населения стали факторами капитализации городской экономики.
Новым горожанам предстояло пройти хозяйственно-культурную адаптацию.
Администрация была заинтересована в людях, способных обеспечить развитие городской экономики.
При получении статуса горожанина предпочтение отдавалось лицам, имевшим навыки производственно-ремесленной деятельности, занимавшимся торговлей или посредничеством.
Будущий горожанин оценивался с точки зрения полезности городу.
Поэтому главной задачей основной массы мигрантов был поиск своего места в городском хозяйстве.
Люди пытались определиться в соответствии с традиционными хозяйственными занятиями, навыками и традициями, принесенными с мест прежнего обитания.
В развивавшейся городской щ экономике стали формироваться национальные «ниши».
Не вместившаяся в них часть переселенцев (в основном выходцев из аграрных районов, традиционные навыки которых не были востребованы городом) осваивала новые отрасли хозяйства, не всегда доходные и престижные.
Ремесло.
Основой экономики нового города была ремесленная деятельность.
В 30-х годах на одной из улиц Владикавказской крепости (Дворянской) ютились все ремесленники.
По описанию современников, они не имели никаких вывесок и «заказчикам приходилось бродить из хаты в хату4 и спрашивать, у кого можно было бы заказать или приобрести тот или
17*3 иной предмет» .
Хозяйство крепости развивалось быстрыми темпами.


[стр.,87]

87 Уже в 1852 году на главных улицах повсюду пестрели вывески ремесленников и мастеровых 74.
Их было 43 человека: каретных мастеров 2, столяров 4, золотых дел мастер 1, портных 7, сапожников —6, слесарей — * 2, кузнецов 5, часовых дел мастеров 3, кондитеров 2, хлебников
11,75.
21 февраля 1864 года группа ремесленников через Владикавказский городовой суд подала прошение об открытии «цехового ремесленного управления, на основании узаконений о цеховом обществе, на всем попечении ремесленников».
К этому времени «вольных ремесленников» в городе
4 ремесленников».
этому времени «вольных ремесленников» было: 20 портных, 6 сапожников, 16 кузнецов, 2 лудильщика, 4К.
1 селельшик.
1 эполетчик.
1 галуннтик.
3 сепебпяка.
2 живот 1 посудник, 1 седельщик, 1 эполетчик, 1 галунщик, 3 серебряка, 2 живописца, 2 слесаря, 1 столяр, 1 свечник, 1 стекольщик, 4 часовых дел мастера.
Город-р ское общественное управление, обращаясь к начальнику области, просило «в видах общей пользы, а также для увеличения городских доходов, как равно в обеспечении их от подрыва ремесленниками, не знающими своего ремесла, учредить во Владикавказе ремесленную управу с упрощенным ремесленным устройством».
Суть его сводилась к тому, что ремесленники, не подразделяясь на цехи, могли заниматься одновременно несколькими видами
ремесла и составлять одно ремесленное сословие во главе с управой.
В апреле 1865 года на имя Владикавказского городского общественного управления поступило предписание начальника области генерала Ло-л рис-Меликова, в котором сообщалось о согласии Кавказского наместника учредить ремесленное управление и предписывалось проверить всех мастеровых на предмет владения своим ремеслом, провести выборы старшины и двух его товарищей сроком на три года, собрать с ремесленников деньги для найма «письмоводителя» и писаря.
В августе 1865 года состоялось официальное учреждение Ремесленной управы, ее первым старшиной стал 1 купец Фартунатус Верле .
Со временем у нее появились свои традиции.
Согласно статье 308 XI т.
II ч.
Устава 1887 года Ремесленный голова дол

[стр.,89]

89 Ремесленники во Владикавказе не составляли особого сословного общества, как это было в западных и юго-западных городах России.
Они принадлежали к местному мещанскому обществу, подчинялись мещанскому управлению, несли соответствующие повинности.
Но официально они признавались обществом владикавказских ремесленников, производили по раскладке сборы на общественные нужды, имели общую недвижимую собственность, содержали два начальных училища мужское и женское, уча181 ствовали по представительству в городских сословных учреждениях , то есть действовали как сословное городское общество.
■ В хозяйственной деятельности горожан четко прослеживалась этническая специфика.
Среди евреев было много ремесленников портных, часовых дел мастеров, ювелиров, сапожников, столяров, шапочников.
Были также жестянщики, переплетчики, веревочники, чемоданщики.
Большим спросом пользовался труд эполетчиков, к их услугам прибегали военные.
Среди портных славились мастер Соболевский, известный фуражечник Брик.
Ювелиры Шихман, Ладыженский и другие имели свои магазины.
Горожанам были хорошо известны имена часовых мастеров Кранценблюма и Р Тененбаума.
По данным городской Ремесленной управы среди евреев было 35 портных, 8 часовых мастеров, 3 ювелира, 14 сапожников, 4 столяра, 15 шапочников.182 А по материалам Первой всеобщей переписи населения ювелирным делом, живописью и приготовлениям предметов роскоши и 183 культа занималось 76 горожан-евреев.
В городе был армянский ремесленный квартал, где можно было заказать все предметы традиционного горского костюма.
«Тут все так называемые азиатские вещи бурки, седла, башлыки, папахи, чувяки, ноговицы, саквы, ачкура, кинжалы и прочее», 84отмечал современник.
л В этом квартале было много серебряков, оружейников, гончаров.
В » 1897 году во Владикавказе 89 армян были заняты ювелирным делом и из

[Back]