Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 36]

серебряных дел 17, золотошвей и галунщиков 8, оружейник 1, горшечников -5, трубочистов 7, водовозов 94, седельщиков 9, ламповщиков 2, красильщиков 4, типографщиков 18, фотографов 4, Ф переплетчиков 4, цирюльников 5, парикмахеров 7, коновалов 2, свечников — 3 72.
Через два года к числу городских ремесленников прибавилось еще 37 трактирщиков и харчевников, 18
типографщиков и 7 трубочистов 73.
Это далеко не полный перечень лиц, занимающихся ремеслом.

Как было сказано выше, в хозяйственной деятельности горожан четко прослеживалась этническая специфика.
К наиболее известным ремесленным группам относились еврейское, армянское, грузинское, греческое, русское, немецкое ремесленничество.
Среди евреев было много портных, часовых дел мастеров, ювелиров, сапожников, столяров, шапочников.
Были также жестянщики, переплетчики, веревочники, чемоданщики.
Большим спросом пользовался труд эполетчиков, к их услугам прибегали военные.
Среди
ф', портных славились мастер Соболевский, известный фуражечник Брик.
Ювелиры Шихман, Ладыженский и другие имели свои магазины.
Горожанам были хорошо известны имена часовых мастеров Кранценблюма и
Тененбаума.
По данным городской Ремесленной управы среди евреев было 35 портных, 8 часовых мастеров, 3 ювелира, 14 сапожников, 4 столяра, 15 шапочников
74.
А по материалам Первой всеобщей переписи населения ювелирным делом, живописью и приготовлениям предметов роскоши и
культа занималось 76 горожан-евреев 75.
В городе был армянский ремесленный квартал, где можно было заказать все предметы традиционного горского костюма.
"Тут все так называемые азиатские вещи бурки, седла, башлыки, папахи, чувяки, ноговицы, саквы, ачкура, кинжалы и прочее",
отмечал современник76.
В этом квартале было много Серебряков, оружейников, гончаров.
В 1897 году во Владикавказе 89 армян были заняты ювелирным делом и изготовлением
предметов культа и роскоши, 16 приготовлением одежды 77 36
[стр. 88]

88 жен был носить трость с гербом города.
А во Владикавказе он вместо трости носил на груди серебряный знак, на серебряной цепи с изображением герба города и надписью «Владикавказский ремесленный голова»177.
Каждый цех имел своего «покровителя» христианского святого, свои производственные и праздничные традиции.
Выходцы из российских губерний принесли во Владикавказ отголоски ремесленной обрядности, характерной ■ для русских феодальных городов 78.
К 1876 году во Владикавказе ремесленной деятельностью занимались 1504 человека, из которых 759 были мастерами, 613 рабочими и 132 учениками.
Ремесленники составляли 15,7% всего мужского населения.
Из них хлебников было 77 человек, булочников 3, пряничников 4, кондитеров 14, мясников 52, трактирщиков и харчевников —37, кухмистеров 29, мельников 5, колбасников 6, портных 142, сапожников 75, модисток 15, эполетчиков 2, шапочников 34, перчаточников 3, печников 24, каменщиков 42, столяров 92, мебельщиков 26, маляров 12, р живописцев 3, кровельщиков 12, стекольщиков 12, плотников 89, бондарей 16, колесников 30, пильщиков 20, каретников 23, обойщиков 3, шорников 3, кузнецов —41, слесарей -1 1 , медников 5, лудильщиков -12, извозчиков легковых -220, грузовых -77, часовщиков -18,ювелиров 8, золотых и серебряных дел 17, золотошвей и галунщиков 8, оружейник 1, горшечников 5, трубочистов 7, водовозов 94, седельщиков 9, ламповщиков 2, красильщиков —4, типографщиков 18, фотографов 4, переплетчиков 4, цирюльников 5, парикмахеров 7, 1*70 _____ коновалов 2, свечников 3 .
Только в 1876 году было выдано 82 свидеч тельства «на мещанские промыслы».
Через два года к числу городских ремесленников прибавилось еще 37 трактирщиков и харчевников, 18
типо1ЯП графщиков и 7 трубочистов .
Это далеко не полный перечень лиц, занимающихся ремеслом.


[стр.,89]

89 Ремесленники во Владикавказе не составляли особого сословного общества, как это было в западных и юго-западных городах России.
Они принадлежали к местному мещанскому обществу, подчинялись мещанскому управлению, несли соответствующие повинности.
Но официально они признавались обществом владикавказских ремесленников, производили по раскладке сборы на общественные нужды, имели общую недвижимую собственность, содержали два начальных училища мужское и женское, уча181 ствовали по представительству в городских сословных учреждениях , то есть действовали как сословное городское общество.
В хозяйственной деятельности горожан четко прослеживалась этническая специфика.
Среди евреев было много ремесленников портных, часовых дел мастеров, ювелиров, сапожников, столяров, шапочников.
Были также жестянщики, переплетчики, веревочники, чемоданщики.
Большим спросом пользовался труд эполетчиков, к их услугам прибегали военные.
Среди
портных славились мастер Соболевский, известный фуражечник Брик.
Ювелиры Шихман, Ладыженский и другие имели свои магазины.
Горожанам были хорошо известны имена часовых мастеров Кранценблюма и
Р Тененбаума.
По данным городской Ремесленной управы среди евреев было 35 портных, 8 часовых мастеров, 3 ювелира, 14 сапожников, 4 столяра, 15 шапочников.182
А по материалам Первой всеобщей переписи населения ювелирным делом, живописью и приготовлениям предметов роскоши и 183 культа занималось 76 горожан-евреев.
В городе был армянский ремесленный квартал, где можно было заказать все предметы традиционного горского костюма.
«Тут все так называемые азиатские вещи бурки, седла, башлыки, папахи, чувяки, ноговицы, саквы, ачкура, кинжалы и прочее»,
84отмечал современник.
л В этом квартале было много серебряков, оружейников, гончаров.
В » 1897 году во Владикавказе 89 армян были заняты ювелирным делом и из

[Back]