Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 40]

Некоторые ремесла долгое время сохраняли этническую специфику, но цеха становились многонациональными.
Это прослеживается по спискам цеховых старшин, их товарищей и гласных.
В 1887 году золотосеребряный * цех возглавлял азербайджанец Арон Мусса-оглы, товарищами были еврей Сальман и армянин Аванесов, гласными татары.
Шапочным цехом руководил русский М.
Ковальский, товарищами были осетин Кумсиев, грузин Кайшаури, гласным татарин Наримов.
В хлебопекарном цехе старшиной был грузин Спиридон Сирткладзе, товарищами его были грек Макридис, азербайджанец Кешишь-оглы, гласными осетин Алексей Басиев и русский Николай Кузьмин.
В сапожном цехе старшиной был русский Колодзев, товарищами еврей Мосикевич и азербайджанец Ахмед Сафароглы.
Парикмахерским цехом руководил армянин Артемов, товарищами были два грузина, портными руководил старшина-русский, товарищами были русский и армянин, гласными — армянин и еврей.
Кузнечный, каретный и кровельно-малярный цеха возглавляли русские, а мастерами
ф! были горожане других национальностей 91.
Моноэтничность пытались сохранять дагестанские, армянские, еврейские ремесленные объединения.
Но этому стали препятствовать правительственные постановления: согласно ст.
58 Ремесленного Устава старшина вновь создаваемого цеха должен был исповедовать христианскую веру.
Например, в 1878 году мастера золотых, серебряных и часовых дел и золотошвеи были причислены к кузнечному цеху, что не соответствовало их хозяйственному профилю и желаниям.
Все они были евреями: 5 человек — золотых дел мастера, 8 часовщики, 4 серебряки.
Чтобы иметь свой цех, они вынуждены были пригласить двух мастеров-русских и одного из
них назначить старшиной 92.
В 1904 году во Владикавказе было уже 715 ремесленных заведений.
В них работало 715 мастеров, 556 подмастерьев, 314 учеников.
Среди ремесленных занятий самым крупным было сапожное дело, насчитывавшее 139 заведений.
Портняжное ремесло было сосредоточено в 32 мастерских,
40
[стр. 93]

93 сбрую, выделывали седла, занимались извозом (23 человека в 1894 году) .
1 9 8 Некоторые ремесла долгое время сохраняли этническую специфику, но цеха становились многонациональными.
Это прослеживается по спискам цеховых старшин, их товарищей и гласных.
В 1887 году золотосеребряный цех возглавлял азербайджанец Арон-Мусса-оглы, товарищами были еврей Сальман и армянин Аванесов, гласными татары.
Шапочным цехом руководил русский М.
Ковальский, товарищами были осетин Кумсиев, грузин Кайшаури, гласным татарин Наримов.
В хлебопекарном цехе старшиной был грузин Спиридон Сирткладзе, товарищами его были грек Макридис, азербайджанец Кешишь-оглы, гласными осетин Алексей Басиев и русский Николай Кузьмин.
В сапожном цехе старшиной был русский Колодзев, товарищами еврей Мосикевич и азербайджанец Ахмед Сафар-оглы.
Парикмахерским цехом руководил армянин Артемов, товарищами были два грузина, портными руководил старшина-русский, товарищами были русский и армянин, гласными армянин и еврей.
Кузнечный, каретный и кровельно-малярный цеха возглавляли русские, а мастерами
были горожане других национальностей.
99 Моноэтничность пытались сохранять дагестанские, армянские, еврейские ремесленные объединения.
Но этому стали препятствовать правительственные постановления: согласно ст.
58 Ремесленного Устава старшина вновь создаваемого цеха должен был исповедовать христианскую веру.
Например, в 1878 году мастера золотых, серебряных и часовых дел и золотошвеи были причислены к кузнечному цеху, что не соответствовало их хозяйственному профилю и желаниям.
Все они были евреями: 5 человек золотых дел мастера, 8 часовщики, 4 серебряки.
Чтобы иметь свой цех, они вынуждены были пригласить двух мастеров-русских и одного из
~ 200 них назначить старшиной.


[стр.,94]

94 В 1904 году во Владикавказе было уже 715 ремесленных заведений.
В них работало 715 мастеров, 556 подмастерьев, 314 учеников.
Среди ремесленных занятий самым крупным было сапожное дело, насчитывавшее 139 заведений.
Портняжное ремесло было сосредоточено в 32 мастерских,
кузнечное в 68, золотых и серебряных дел в 61, малярных в 57, столярных в 50, колесных в 37, шапочных в 26, слесарных в 17, седельных в 16, часовых дел в 13, каретных и шорных в 11, жестяных, переплетных, галунных, шляпных и других от одного до десяти каждого 9П1 вида.
В городе были и мастера, занимающиеся индивидуально различными ремеслами, в том числе такими как изготовление вощины, ульев, пчеловодных принадлежностей, роспись потолков и стен, никелировка медных, железных, стальных и чугунных вещей.202 Процессы урбанизации и капиталистического развития предопределяли отход от традиционных хозяйственных занятий и приобщение к городской экономике.
Развивающееся коммунальное хозяйство обеспечивало массу рабочих мест.
Большинство улиц города в 70-х годах XIX века освещалось уже не фатогеном, как прежде, а керосиновыми или керосинокалильными фонарями, которые нуждались в периодическом ремонте.
В связи с созданием в 1883 году водопроводной сети появились рабочие, обслуживающие водостоки и водопроводы.
Немало горожан было занято в системе городского транспорта.
Современники отмечали сохранность его этнической специфики: «Извозчий фаэтон лежащих рессорах перегоняет скрипучую арбу, запряженную парой буйволов, а вслед за ней едет русский троечный извозчик; слышно глухое позвякивание колокольчиков (биль), это тянется бесконечный караван 203 верблюдов, привязанных друг за дружкой».
Рекламные страницы местных газет часто упоминали такие виды транспорта как фаэтоны, коляски, линейные пролетки, дрогги рессорные.
В 90-х годах XIX века появился

[Back]