Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 48]

перевозке осетинами товары не портились и не пропадали 122.
Осетины развозили кирпич и черепицу с заводов в различные части города.

Это было одним из главных занятий горожан-осетин.
Городская управа взимала с них ъ ежегодный налог 3 рубля.
Эта утомительная работа не приносила больших доходов.
На них не влиял и рост цен на объекты извоза, рост прибылей владельцев предприятий.
Извозчики неоднократно обращались в городское управление с просьбой «правильно составить таксу» 123.
Масса горожан занималась в системе бытового обслуживания частной деятельностью в качестве прислуги, поденщиков и т.д.
К 1897 году
среди них было 78 осетин124.
Приобщению к новым хозяйственным занятиям способствовала система профессионального образования, в частности, ремесленные училища.

Например, в Лорис-Меликовском училище осетины получали профессии слесарей, токарей, столяров, кузнецов.
Некоторые из них направлялись на учебу в Московское железнодорожное
училище125.
Значительная часть горожан имела занятия, связанные с железной дорогой, а к 1897 году среди них было 64 осетина.
Еще в 1811 году, описывая население крепости, современники отмечали наличие в ней нескольких «мелочных торговцев»
126.
В 1826 году жители крепости вынуждены были довольствоваться одним духаном, «где со сбытом вина и водки продавались товары самой первой
потребности»127.
По заметкам бытописателей, в 1834 году появились лавки с товаром первой необходимости и даже предметами роскоши 128.
В крепости действовал базар, где совершались основные торговые сделки.
В 1851 году, торговали 9 купцов 2-ой гильдии и 30 купцов 3-ей гильдии, было уже много «средней руки торговцев,
которым принадлежало 125 торговых лавок»129.
В рапорте командующему войсками в 1857 году указывалось, что осетины занимаются торговлей и ремеслами и им не нужна земля в большом количестве130.
Еще в 1858 году известными торговцами были Касполат Кусов и Дмитрий Базров131.
Крупным купцом был Федор Баев, торговавший 48
[стр. 95]

95 «городской» фаэтон —«легкий, низкого хода».
Сохранилось описание одного из бытовавших видов транспорта: «карета с очень длинным сиденьем около кучера спереди и сиденьем сзади, запряженная четырьмя лошадьми в дышло и двумя спереди».204 В городе работали мастерские по ремонту экипажей, а позднее и автомобилей, а также заведения, в которых можно было арендовать экипажи.
Были востребованы держатели экипажей, мастера по их изготовлению и ремонту, извозчики.
В 1904 году во Владикавказе появился трамвай.
Это событие широко освещалось в прессе: «6 августа 1904 года при огромном стечении горожан, под перезвон церковных колоколов, первый трамвай вышел из депо, пересек выстроенный для него мост и двинулся по маршруту».
По описанию современников, первый трамвай представлял собой полуоткрытый вагончик с рекламным щитом «Зингер» на вогнутой крыше.205Одним из первых водителей трамвая был осетин Кибл Абаев.
Приобщению к новым хозяйственным занятиям способствовала система профессионального образования, в частности, ремесленные училища.

Чч Например, в Лорис-Меликовском училище осетины получали профессии слесарей, токарей, столяров, кузнецов.
Некоторые из них направлялись на учебу в Московское железнодорожное
училище.206 К 1897 году на железной дороге работало 64 осетина.207 Важное место в городской инфраструктуре занимал извозный промысел.
По данным Первой всеобщей переписи населения в 1897 году извозом занималось 598 русских горожан, 12 украинцев, 15 поляков, 31 грузин, 23 татарина.208По этим сведениям извозом занимался только один осетин.
Но из других источников известно, что еще в 1830-х годах во Владикавказской крепости «множество осетинцев» предлагало проезжим найм лошадей до завала, до Тифлиса и других мест.
Этим ямщикам купечество поручало перевозить товары через Дарьяльское ущелье в Грузию.209 Местная пресса отмечала, что при перевозке осетинами товары не портились и не

[стр.,96]

96 210 пропадали.
Осетины развозили кирпич и черепицу с заводов в различные части города.

В городе проходило становление системы бытового обслуживания, которая предоставляла горожанам довольно широкий выбор хозяйственных занятий.
Росло число бань, самые крупные из них персидская, баня «Восток», баня Басиевых по улице Евдокимовской, бани Дейкарханова, Иванова, Андреева.
Андреевская баня считалась одной из лучших в городе.
По описанию современников в предбанниках были мягкие диваны, на полах ковры, на стенах зеркала; ванны были цинковые, с термометрами и паровым отоплением.
При банях открывались прачечные с машинной и ^ ^ 211 ручной стиркой.
Масса горожан занималась в системе бытового обслуживания частной деятельностью в качестве прислуги, поденщиков и т.д.
К 1897 году
их численность достигала 2421 человек среди русских горожан, 84 —среди украинцев, 117 среди поляков, 21 среди немцев, 69 среди армян, 78 среди осетин, 211 среди грузин, 15 среди евреев, 5 среди персов, 39 среди татар, 59 среди чеченцев.212 В городе развивалась культурно-информационная система, включавшая почту, телеграф, телефон.
Своеобразная почтовая служба существовала во Владикавказской крепости в 30-х годах XIX века.
Она доставляла в крепость служебные пакеты, частные письма, газеты и журналы.
Во время Кавказской войны связь крепости с Моздоком поддерживалась «оказиями».
Два раза в неделю отряд пехоты с пушками и «значительным количеством казаков» соП1П провождал правительственную почту.
Во второй половине XIX века почта в России стала средством распространения в провинции газет, журналов.
Она облегчала коммерческие сделки, упрощала процесс пересылки денег, оформление кредитных операций.
В XIX веке появились новые средства информационной системы электромагнитный телеграф и телефон.
Первая телеграфная линия для об

[стр.,101]

101 Римкевич и П.Е.
Марандов, славился роскошным рестораном с европей^ ^ 233 скои и кавказской кухней.
Гостиницей «Центральной» владел осетин Цораев, «Купеческой» грек Михайлов, «Европейской» грек Попандопуло, «Малороссией» армянин И.
Аракелов, гостиницей «Кавказ» армянин Ж.
Казаров, меблированными комнатами «Эльбрус» армянин Г.
Тер234 Антонианц.
Многие горожане были заняты в гостиничном бизнесе, где требовались горничные, швейцары, курьеры, электрики, слесари и т.д.
К 1897 году в гостиницах, меблированных комнатах, трактирах и клубах работало около 270 человек, среди них 145 русских, 82 армянина, 22 грузиТорговля.
Еще в 1811 году, описывая население крепости, современники отмечали наличие в ней нескольких «мелочных торговцев».236
В 1826 году жители крепости вынуждены были довольствоваться одним духаном, «где со сбытом вина и водки продавались товары самой первой потребности».237По заметкам бытоописателей, в 1834 году появились лавки с товаром первой необходимости и даже предметами роскоши.238 В крепости действовал базар, где совершались основные торговые сделки.
В 1851 году торговали 9 купцов 2-ой гильдии и 30 купцов 3-ей гильдии, было уже много «средней руки торговцев,
принадлежало 125 торговых лавок».239 Путешественников удивляла смесь европейских и восточных элементов жизнеобеспечивающей культуры.
Е.
Вердеревский, будучи во Владикавказе, писал: «В одном из лучших духанов нашел я следующую выставку местной коммерции: рыбу, ремни, купорос, бурки, финики, папахи, гвозди, горчицу и ...
шампанское.
По этому образчику можете судить об изяществе капкайских магазинов».240В 1852 году в крепости было уже 56 купцов 2-й гильдии.241 Владикавказская крепость была основной базой торговли с Закавказьем и странами Ближнего Востока.
В течение XIX века, в связи с пе

[Back]