Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 50]

началах.
Среди осетин было немало рабочих и ремесленников — 282 человека в 1897 году (при общей численности горожан-осетин 3333 человек).
Осетины работали на кирпичном заводе Леонарда Штейнгеля, на • деревообрабатывающей фабрике Крейчи.
Были среди них и владельцы предприятий.
А.
и X.
Гутиевы и К.
Тхостов построили кирпичный завод с гофмановскими печами 39, М.
Хасиев имел кондитерскую фабрику, Павел Байматов мельницу140, А.
Габисов — типографию и т.д.141 Часть переселенцев (в основном выходцев из аграрных районов, традиционные навыки которых не были востребованы городом) осваивала новые отрасли хозяйства, не всегда доходные и престижные.
В 1904 году во Владикавказе появился трамвай.
Это событие широко освещалось в прессе: «6 августа 1904 года при огромном стечении горожан, под перезвон церковных колоколов, первый трамвай вышел из депо, пересек выстроенный для него мост и двинулся по маршруту»142.
По описанию современников, первый трамвай представлял собой полуоткрытый вагончик $ с рекламным щитом «Зингер» на вогнутой
крыше143.
Одним из первых водителей трамвая был осетин Кибл Абаев.
Путешественников удивляла смесь европейских и восточных элементов жизнеобеспечивающей культуры.
Е.
Вердеревский будучи во Владикавказе, писал: «В одном из лучших духанов нашел я следующую выставку местной коммерции: рыбу, ремни, купорос, бурки, финики, папахи, гвоздики, горчицу и ...
шампанское.
По этому образчику можете судить об изяществе капкайских
магазинов»144.
В 1852 году в крепости было уже 56 купцов 2-ой гильдии145.
Владикавказская крепость была основной базой торговли с Закавказьем и странами Ближнего Востока.
В течение XIX века, в связи с периодически
обострявшейся военно-политической ситуацией через Владикавказ по Военно-Грузинской дороге, стягивались войска к границе с Турцией.
Прохождение войск через крепость требовало большого количества фуража, провианта и перевязочных средств все это поставлялось для нужд армии
50
[стр. 95]

95 «городской» фаэтон —«легкий, низкого хода».
Сохранилось описание одного из бытовавших видов транспорта: «карета с очень длинным сиденьем около кучера спереди и сиденьем сзади, запряженная четырьмя лошадьми в дышло и двумя спереди».204 В городе работали мастерские по ремонту экипажей, а позднее и автомобилей, а также заведения, в которых можно было арендовать экипажи.
Были востребованы держатели экипажей, мастера по их изготовлению и ремонту, извозчики.
В 1904 году во Владикавказе появился трамвай.
Это событие широко освещалось в прессе: «6 августа 1904 года при огромном стечении горожан, под перезвон церковных колоколов, первый трамвай вышел из депо, пересек выстроенный для него мост и двинулся по маршруту».
По описанию современников, первый трамвай представлял собой полуоткрытый вагончик с рекламным щитом «Зингер» на вогнутой
крыше.205Одним из первых водителей трамвая был осетин Кибл Абаев.
Приобщению к новым хозяйственным занятиям способствовала система профессионального образования, в частности, ремесленные училища.
Чч Например, в Лорис-Меликовском училище осетины получали профессии слесарей, токарей, столяров, кузнецов.
Некоторые из них направлялись на учебу в Московское железнодорожное училище.206 К 1897 году на железной дороге работало 64 осетина.207 Важное место в городской инфраструктуре занимал извозный промысел.
По данным Первой всеобщей переписи населения в 1897 году извозом занималось 598 русских горожан, 12 украинцев, 15 поляков, 31 грузин, 23 татарина.208По этим сведениям извозом занимался только один осетин.
Но из других источников известно, что еще в 1830-х годах во Владикавказской крепости «множество осетинцев» предлагало проезжим найм лошадей до завала, до Тифлиса и других мест.
Этим ямщикам купечество поручало перевозить товары через Дарьяльское ущелье в Грузию.209 Местная пресса отмечала, что при перевозке осетинами товары не портились и не

[стр.,101]

101 Римкевич и П.Е.
Марандов, славился роскошным рестораном с европей^ ^ 233 скои и кавказской кухней.
Гостиницей «Центральной» владел осетин Цораев, «Купеческой» грек Михайлов, «Европейской» грек Попандопуло, «Малороссией» армянин И.
Аракелов, гостиницей «Кавказ» армянин Ж.
Казаров, меблированными комнатами «Эльбрус» армянин Г.
Тер234 Антонианц.
Многие горожане были заняты в гостиничном бизнесе, где требовались горничные, швейцары, курьеры, электрики, слесари и т.д.
К 1897 году в гостиницах, меблированных комнатах, трактирах и клубах работало около 270 человек, среди них 145 русских, 82 армянина, 22 грузиТорговля.
Еще в 1811 году, описывая население крепости, современники отмечали наличие в ней нескольких «мелочных торговцев».236 В 1826 году жители крепости вынуждены были довольствоваться одним духаном, «где со сбытом вина и водки продавались товары самой первой потребности».237По заметкам бытоописателей, в 1834 году появились лавки с товаром первой необходимости и даже предметами роскоши.238 В крепости действовал базар, где совершались основные торговые сделки.
В 1851 году торговали 9 купцов 2-ой гильдии и 30 купцов 3-ей гильдии, было уже много «средней руки торговцев, принадлежало 125 торговых лавок».239 Путешественников удивляла смесь европейских и восточных элементов жизнеобеспечивающей культуры.
Е.
Вердеревский, будучи во Владикавказе, писал: «В одном из лучших духанов нашел я следующую выставку местной коммерции: рыбу, ремни, купорос, бурки, финики, папахи, гвозди, горчицу и ...
шампанское.
По этому образчику можете судить об изяществе капкайских
магазинов».240В 1852 году в крепости было уже 56 купцов 2-й гильдии.241 Владикавказская крепость была основной базой торговли с Закавказьем и странами Ближнего Востока.
В течение XIX века, в связи с пе


[стр.,102]

102 риодически обострявшейся военно-политической ситуацией через Владикавказ по Военно-грузинской дороге, стягивались войска к границе с Турцией.
Прохождение войск через крепость требовало большого количества фуража, провианта и перевязочных средств все это поставлялось для нужд армии
местным населением.
Возросшие доходы от военных подрядов и от перевозки товаров из России в Грузию способствовали развитию 242 экономики крепости.
Наместник Кавказский в своем отношении к председателю Кавказского комитета о преобразовании крепости в город указывал: «По мере успехов нашего оружия в крепости Владикавказ начала быстро развиваться торговля, привлекшая туда как из Закавказского края, так и из внутренних губерний России разного звания промышленных людей.
Находя для себя выгоды свободной торговли, они стали в крепости оседлостью, строя там дома, лавки, заводы и другие промышленные заведения».
В 1850-х годах предметами торговли были бумажные и шелковые * ткани, сукно, металлические изделия, галантерея, сахар, чай, кофе, заграничные напитки.
За исключением табака, фруктов и кахетинских вин, привозимых из Тифлиса, остальные товары закупались на Нижегородской ярмарке, доставлялись во Владикавказ и оттуда сбывались в ближайшие укрепления.
В 1859 году оборотный капитал крепости доходил до 800 тысяч рублей серебром.
Из 76 торговцев только 18 человек были русскими, остальные армяне и грузины.244 Жители крепости занимались торговлей «всех родов», особенно подрядами на перевозку в Грузию и Россию товаров.
ч Исследователи отмечают оживление коммерческой деятельности во 245 всех городах Северного Кавказа к середине XIX века.
Это явление отмечали и современники: «Кто посещает Кавказ с приездом в Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Владикавказ, Грозную и пр.
видит города, оживленные торговлей и русской жизнью».246 В середине 1860-х годов внутренняя торговля велась в 150 лавках, 20 магазинах, на базарах и ярмарках.

[Back]