Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 64]

экономических контактов с другими областями России, втягивание в общероссийский рынок активно влияли на материальную культуру.
Соотношение принесенных в город традиций с процессами европеизации и
Ф урбанизации определяло динамику развития таких структур повседневности, как городских домов, одежды, пищиидр.
В виду отсутствия информации о деталях конструкции домов, об их планировке, определять типологию городского жилища возможно только одним показателем строительным материалом.
Первым типом жилища во Владикавказской крепости был деревянный дом, «строения из бревен, огороженные дворами».
Их описал Штедер в 1781
году173.
Несколько позднее Г.
Ю.
Клапрот указывал, что жители селения Саурова все живут в деревянных домах
174.
Из рапорта шефа Владикавказского гарнизонного полка генерал-майора Ивелича Главнокомандующему войсками Кавказской линии Фельдмаршалу И.В.
Гудовичу явствует, что в крепости был только один деревянный дом коменданта, а офицеры жили в землянках, отчего часто болели.
Это обстоятельство вынудило коменданта построить полковой лазарет для больных.
Офицеры не могли сами строить дома, не делали этого и торгующие в крепости купцы, устанавливавшие только торговые лавки, чтобы избежать «постоя» военных.
Генерал-майор Ивелич начал обустраивать крепость, выкупал дома выбывших офицеров, не угрожал постоем торгующим купцам.
В 1808 году в крепости были следующие постройки»:
двухэтажный дом на каменном фундаменте, покрытый черепицей, для проезжающих господ генералитетов и почтового двора, солдатская казарма, караульная кордегардия, кухня к комендантскому дому для унтер-офицеров, * полковая канцелярия, дом для лекаря и аптеки, мастерская изба на 20 ремесленников, полковой цейхгауз, кордегардия при воротах укрепления, кухня для временного полевого госпиталя, 21 жилой дом 175.
По источникам 64
[стр. 112]

112 мы.
Большие скотоводческие хозяйства были у татар.
Горожанин Якубов разводил кабардинских скакунов, на его подворье содержалось около 100 кобылиц.
Он организовал производство кумыса.
Представители классических диаспоральных групп армяне, евреи не занимались сельским хозяйством.
Их хозяйственные традиции сложились исторически: в традиционных аграрных обществах с жесткой системой землевладения чужаки не могли претендовать на землю и связанные с ней занятия.
Принимающие* общества диктовали свои законы, позволяя им занимать определенные позиции в торговле, посредничестве и т.д.
Материалы переписи населения за 1897 год подтверждают эти тенденции.
Армяне, евреи и персы не были заняты в сельском хозяйстве, но торговлей живым скотом, зерном и другими продуктами сельского хозяйства занимались 115 армян,164 перса,36 евреев.
§2.
Этнические структуры повседневности.
Развитие капитализма, расширение местного рынка и торгово-ч ? экономических контактов с другими областями России, втягивание в общероссийский рынок активно влияли на материальную культуру.
Соотношение принесенных в город традиций с процессами европеизации и
урбанизации определяло динамику развития этнических структур повседневности городских домов, одежды, пищи и других.
Городские дома.
Имеющиеся источники не сохранили информацию ни о деталях конструкции домов, ни об их планировке.
Поэтому мы можем определять типологию городского жилища только одним показателем -* строительным материалом.
Во Владикавказской крепости первым типом жилища был деревянный дом, «строения из бревен, огороженные дворами».
Их описал Штедер в 1781
году.290 Несколько позднее Г.Ю.
Клапрот указывал, что жители селения Саурова все живут в деревянных домах.291


[стр.,113]

из Из рапорта шефа Владикавказского гарнизонного полка генерал-майора Ивелича Главнокомандующему войсками Кавказской линии фельдмаршалу И.
В.
Гудовичу явствует, что в крепости был только один деревянный дом коменданта, а офицеры жили в землянках, отчего часто болели.
Это обстоятельство вынудило коменданта построить полковой лазарет для больных.
Офицеры не могли сами строить дома, не делали этого и торгующие в крепости купцы, устанавливавшие только торговые лавки, чтобы избежать «постоя» военных.
Генерал-майор Ивелич начал обустраивать крепость, выкупал дома выбывших офицеров, не угрожал постоем торгующим купцам.
В 1808 году в крепости были следующие постройки:
2-х этажный дом на каменном фундаменте, покрытый черепицей, для проезжающих господ генералитетов и почтового двора, солдатская казарма, караульная кордегардия, кухня к комендантскому дому для унтер-офицеров, полковая канцелярия, дом для лекаря и аптеки, мастерская изба на 20 ремесленников, полковой цейхгауз, кордегардия при воротах укрепления, 292 кухня для временного полевого госпиталя, 21 жилой дом.
По источникам конца 1820-х годов внутри крепости были каменные казармы, церковь, «много других деревянных казенных зданий», вне крепости форштадт из 25-30 домиков офицеров и 2 нижних чинов женатой роты».293По наблюдению современников, строения во Владикавказе были «довольно красивой наружности», но «в общем устройстве» походили на малороссийские мазанки, часто окруженные садами.
294 В 1880-х годах распространенным типом жилища был турлучный дом, с соломенной или лубковой крышей.
Такие дома строили осетины, а также «женатые нижние чины».
Турлучные постройки часто белили известью.
Расположение домов было хаотичным.
Вот как выглядела лучшая в городе улица (Дворянская): «...небольшие турлучные домики, крытые соломой и лубком, стояли в таком положении, как будто им скомандовано было «вольно, ребята», они выходили и лицом, и спиной, и боком на ули

[Back]