Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 65]

конца 1820-х годов внутри крепости были каменные казармы, церковь, «много других деревянных казенных зданий», вне крепости «форштадт из 25-30 домиков офицеров и 2 нижних чинов женатой роты»176.
По ф наблюдению современников, строения во Владикавказе были «довольно красивой наружности», но «в общем устройстве» походили на малороссийские мазанки, часто окруженные садами177.
В 1880-х годах распространенным типом жилища был турлучный дом, с соломенной или лубковой крышей.
Такие дома строили осетины, а также «женатые нижние чины».
Турлучные постройки часто белили известью.
Расположение домов было хаотичным.
Вот как выглядела лучшая в городе улица (Дворянская): «...
небольшие турлучные домики, крытые соломой и лубком, стояли в таком положении, как будто им скомандовано было «вольно, ребята», они выходили и лицом, и спиной, и боком на улицу;
одни из них выглядывали из-за плетня, другие из-за частокола, третьи из-за досчатого забора; ни одна хата не выставлялась открыто в линию улицы, * напротив, большая их часть пряталась вглубь двора»178.
В 1859 году в крепости насчитывалось 558 деревянных и каменных домов, а в 1867 году стало 900 домов и 125 лавок, расположенных на 25 179 улицах .
Преобразование крепости в город, быстрый рост населения, фабричнозаводской промышленности привели к интенсивному строительству.
Лубок, саман и дерево уступали место черепице, железу, кирпичу.
Александровский проспект стал застраиваться двухэтажными кирпичными и каменными домами.
В 1869 году корреспонденты местной прессы отмечали крупные изменения во внешнем виде города: «...
где прежде были
часто лубком и соломой крытые лачуги или оставались совершенно незастроенные участки, теперь красуются весьма ценные и видные здания»180.
В городе широко * развернулось строительство кирпичных домов.
Наметилась тенденция к
65
[стр. 113]

из Из рапорта шефа Владикавказского гарнизонного полка генерал-майора Ивелича Главнокомандующему войсками Кавказской линии фельдмаршалу И.
В.
Гудовичу явствует, что в крепости был только один деревянный дом коменданта, а офицеры жили в землянках, отчего часто болели.
Это обстоятельство вынудило коменданта построить полковой лазарет для больных.
Офицеры не могли сами строить дома, не делали этого и торгующие в крепости купцы, устанавливавшие только торговые лавки, чтобы избежать «постоя» военных.
Генерал-майор Ивелич начал обустраивать крепость, выкупал дома выбывших офицеров, не угрожал постоем торгующим купцам.
В 1808 году в крепости были следующие постройки: 2-х этажный дом на каменном фундаменте, покрытый черепицей, для проезжающих господ генералитетов и почтового двора, солдатская казарма, караульная кордегардия, кухня к комендантскому дому для унтер-офицеров, полковая канцелярия, дом для лекаря и аптеки, мастерская изба на 20 ремесленников, полковой цейхгауз, кордегардия при воротах укрепления, 292 кухня для временного полевого госпиталя, 21 жилой дом.
По источникам конца 1820-х годов внутри крепости были каменные казармы, церковь, «много других деревянных казенных зданий», вне крепости форштадт из 25-30 домиков офицеров и 2 нижних чинов женатой роты».293По наблюдению современников, строения во Владикавказе были «довольно красивой наружности», но «в общем устройстве» походили на малороссийские мазанки, часто окруженные садами.
294 В 1880-х годах распространенным типом жилища был турлучный дом, с соломенной или лубковой крышей.
Такие дома строили осетины, а также «женатые нижние чины».
Турлучные постройки часто белили известью.
Расположение домов было хаотичным.
Вот как выглядела лучшая в городе улица (Дворянская): «...небольшие турлучные домики, крытые соломой и лубком, стояли в таком положении, как будто им скомандовано было «вольно, ребята», они выходили и лицом, и спиной, и боком на ули


[стр.,114]

114 цу; одни из них выглядывали из-за плетня, другие из-за частокола, третьи из-за досчатого забора; ни одна хата не выставлялась открыто в линию улицы, напротив, большая их часть пряталась вглубь двора».295 В 1837 году крепость Владикавказ была перенесена на правый берег Терека.
Кроме цитадели там расположились старый и новый фордштаты, штаб-квартиры военных команд, а на левом берегу Терека располагалась станица Владикавказского казачьего полка, штаб-квартира Тенгинского пехотного полка, поселения военных команд.
С расширением пределов предместий крепости, с ростом ее населения стала развиваться торговля, поселялось «множество торгующего и промышленного люда», строившего дома красивой архитектуры.296В 1859 году в крепости насчитывалось 558 деревянных и каменных домов, а в 1867 году стало 900 домов и 125 лавок, расположенных на 25 улицах.297 Преобразование крепости в город, быстрый рост населения, фабрично-заводской промышленности привели к интенсивному строительству.
Лубок, саман и дерево уступали место черепице, железу, кирпичу.
Александровский проспект стал застраиваться двухэтажными кирпичными и каменными домами.
В1869 году корреспонденты местной прессы отмечали* крупные изменения во внешнем виде города: «...
где прежде были
одни часто лубком и соломой крытые лачуги или оставались совершенно неза298 строенные участки, теперь красуются весьма ценные и видные здания».
В городе широко развернулось строительство кирпичных домов.
Наметилась тенденция к
приспособлению части жилого дома под магазин или торговую лавку.
Это объяснялось стремлением многих горожан заниматься мелкой торговлей.
К январю 1876 года местная администрация обещала отпраздновать 299 -п окончательное преобладание в городе железа и черепицы.
Реально к этому времени во Владикавказе было 460 каменных и кирпичных домов

[Back]