Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 68]

несколько дворов«колодцев» примыкали друг к другу, а выход вел на другую улицу.
Было немало квартир, располагавшихся в
полуподвалах187.
Роль доходных выполняли и старые дома, в которых q «выгораживались» квартиры ячейки из нескольких комнат.
Городская беднота снимала «углы» и «койки», отгороженные мебелью или легкими перегородками.
Для этой цели использовались и коридоры.

Одним из существенных итогов взаимопроникновения образа жизни, культуры города и села является значительное сближение ценностных ориентаций горожан и жителей сельской местности.
Поселяясь в городе, представители этнических групп приносили с собой отдельные технические приемы, конструкции, свойственные традиционному жилищу в местах прежнего обитания.
Но попытки их применения корректировались реальными условиями городского жизнеустройства.

Осетины-сельчане вынуждены были самовольно возводить сакли, пристройки к городской стене на Осетинской слободке.
Этническая специфика прослеживается в интерьере городских домов.

Осетины сохраняли функциональное назначение отдельных помещений «хадзар», как место для приема гостей и внутрисемейного общения, «уат» для размещения брачных пар, различные хозяйственные постройки.

Во внутреннем убранстве городского дома сохранялись традиционные элементы мебели длинные скамьи со спинками, постельные принадлежности домашнего производства, кухонная утварь188.
Интересы осетин-горожан не замыкались рамками своих домов, они заботились о внешнем виде своих улиц, вносили предложения по благоустройству в городскую управу.
Например, в ноябре 1903 года осетины жители улицы Степной просили горуправу выделить им участки земли на этой улице (вплоть до Кадетского корпуса) под строительство жилых 1OQ ДОМОВ .
68
[стр. 118]

118 Стали строиться «доходные дома», специально для сдачи в наем.
Они были двух типов.
К первому относились доходные дома с многокомнатными квартирами и максимумом возможных удобств.
Они были рассчитаны на состоятельных квартиросъемщиков.
Ко второму типу относились дома с двух-, трехкомнатными квартирами с минимальными удобствами, с дворами «колодцами», в которых периферия была застроена домами, и незначительная площадь оставлялась для прохода и проезда.
Иногда несколько дворов«колодцев» примыкали друг к другу, а выход вел на другую улицу.
Было немало квартир, располагавшихся в
полуподвалах.306 В 1890 году был построен доходный дом Проханова (улица Ленина), в 1895 году доходный дом Д.В.
Носкова единственное в городе здание, украшенное атлантами (угол улиц Маяковского и Революции).
Известен доходный дом Воробьева, рассчитанный на состоятельных квартиросъемщиков.
Это трехэтажное здание было построено в начале XX века в стиле «модерн».
Его отличали такие украшения как металлические вензеля, лепные вставки, балконные ограждения.
Цоколь здания был выполнен из естественного, хорошо обработанного камня, стены возведены из кирпича.
Дом был рассчитан всего на 6 семей.
Для состоятельных квартиросъемщиков под комфортабельные квартиры был отведен 2-й этаж «Персидского дома», здание которого было построено в 1909 году по проекту архитектора В.В.
Грозмани (улица Куйбышева).
В 1912 году был построен доходный дом Духиева по проекту архитектора ЕИ.
Дескубес (улица Тамаева).
307 выполняли лись «квартиры» ячейки из нескольких комнат.
Городская беднота снимала «углы» и «койки», отгороженные мебелью или легкими перегородками.
Для этой цели использовались и коридоры.

Представители этнических групп, поселяясь в городе, приносили с собой отдельные технические приемы, конструкции, свойственные тради

[стр.,119]

119 ционному жилищу в местах прежнего обитания.
Но попытки их применения корректировались реальными условиями городского жизнеустройства.

Большие проблемы с жильем испытывали армянские беженцы.
Принадлежавшие армянскому обществу дома на Краснорядской и Вревской улицах беспокоили своим ветхим состоянием городскую управу, которая обращалась с этим вопросом к полицмейстеру города.308 Состоятельные греки строили себе дома-особняки, люди более скромного достатка брали жилье в аренду, снимали квартиры и даже жили в казармах.
Осетинысельчане вынуждены были самовольно возводить сакли, пристройки к городской стене на Осетинской слободке.
Этническая специфика прослеживается в интерьере городских домов.

Состоятельный грузин старался приобрести дом с балконом, лестницами, украшенными деревянными фигурами.
В интерьере особое место занимал стул кресло для старшего, главы семейства «савардзели».
Длительное время бытовал стол на трех ножках «супра», за которым принимали гостей.
Из традиционной мебели городские грузины долго сохраняли длинные скамьи со спинками, кровати со спинками, сундуки для хранения одежды «сата-лавре», сундуки для хранения муки и зерна «кидобани».
Мебель была богато орнаментирована.
Заметным элементом внутреннего убранства был камин.
Греки предпочитали высокие потолки, ажурные перила, балконы.
Одна из комнат именовалась залом и была предназначена для приема гостей.
Из традиционных элементов интерьера городские греки сохраняли «красный угол» стол, покрытый красной скатертью, на котором расставляли иконы и свечи.
Новый дом обязательно освящал священник.
Жилое помещение зачастую отапливали жаровней с углями.
В традиционном интерьере русских центральное место занимала печь, а по диагонали от нее, в переднем углу находилось ритуальное место

[стр.,120]

120 для икон.
Во многих русских домах долго сохранялась неподвижная мебель лавки.
Интерьер городского жилища поляков отличался расположением места для икон.
Их развешивали вдоль всей торцовой стены, к улице.
Поляки и украинцы украшали стены своих домов декоративными полотенцами с вышивкои, орнаментом.
Жилой дом немцев не имел особой этнической специфики.
Он отличался отсутствием икон.
Самым престижным элементом внутреннего убранства был шкаф с хорошей посудой, которой пользовались только при приеме гостей.
Деревянную.мебель (кровати, скамьи, сундуки) принято было окрашивать в яркие цвета.
Комнаты украшали кружевными занавесками, картинами, куклами в национальной одежде, свечами, которые немцы сами отливали из сала.
Армяне сохраняли традицию выделять одну из комнат в качестве главной «ацатун».
В ней располагалась традиционная печь «тандыр», установленная, как правило, на небольшой возвышенности, отделенной ступенями.
Это место было центром общения всей семьи, служило для приема гостей.
Зачастую здесь же располагались постельные принадлежности домашнего производства матрацы, одеяла из шерсти, пуховые подушки.
Армянский дом отличался наличием ковров.
Из традиционных элементов интерьера долго сохранялись сундуки для хранения одежды, иногда кованные.
Жилище татар, персов отличалось обилием ковров на стенах и полах.
Небольшие по размерам ковры были предназначены для совершения молитвы намаза.
Мусульмане долго сохраняли в быту различные кувшины, необходимые для предмолитвенного ритуального омовения.
Они не разводили в домах цветы и не держали в них домашних животных.
Осетины сохраняли функциональное назначение отдельных помещений «хадзар», как место для приема гостей и внутрисемейного общения, «уат» для размещения брачных пар, различные хозяйственные по

[Back]