осетинским поясом. Среди молодых женщин распространилась манера ношения традиционного костюма без головного убора, но с веером, зонтом, перчатками. В городской одежде прослеживается тенденция, вызванная у появлением эмансипированных женщин из мещан и интеллигенции — работающих, учащихся. Они отвергли пышные платья, корсеты, многослойную одежду, традиционные головные уборы. Эти женщины предпочитали простые в крое и практичные вещи платья с воротникомстойкой, без головного убора, блузы с отложными воротниками или воротниками, переходящими в галстук, расклешенные и присборенные юбки. Вошли в моду ткани в клетку и в полоску. Особую популярность приобрели костюмы с юбками, расклешенными книзу (тайоры), жакеты. Курсистки стали носить кашемировые платья коричневых тонов. Обращают на себя внимание фотографии первых осетинских учительниц, носивших европейскую одежду с осетинским платком на плечах. Женщины-работницы носили «парочки» сарафаны и кофты из одной ткани, юбки на бретельках, #) блузы с басками, свободного покроя платья из ситца, сатина, бумазеи. Нарядная одежда горожанок включала меховые воротники и муфты, которые носили не только зимой. Их надевали на атласные или шелковые платья и блузы с рюшами и оборками. Девочек наряжали в светлые однотонные платья с оборками, рюшами и бантами. Мальчиков часто фотографировали в матросках, в национальной одежде 193. Основной тенденцией в развитии городской одежды была ее европеизация. Подъем экономики, расцвет торговли и промышленности оказали прямое воздействие на одежду горожан. Качественные изменения городской одежды были связаны с большим открытием в истории мирового швейного дела появлением швейной машины, которая получила распространение с середины XIX века. Ее усовершенствованный вариант, созданный И. Зингером, приобрел мировую славу. В Россию швейные машины импортировались из США и Германии. На рубеже XIX-XX веков их 71 |
128 ки предпочитали вышивку по образцам из журналов мод. Наряду с осетинскими платками стали появляться яркие шелковые косынки. Европейское платье носили с осетинскими платками, осетинским поясом. Среди молодых женщин распространилась манера ношения традиционного костюма без головного убора, но с веером, зонтом, перчатками. В городской одежде прослеживается тенденция, вызванная появлением эмансипированных женщин из мещан и интеллигенции работающих, учащихся. Социальной активностью отличались, в основном, русские и осетинки. Они отвергли пышные платья, корсеты, многослойную одежду, традиционные головные уборы. Эти женщины предпочитали простые в крое и практичные вещи платья с воротником-стойкой, без головного убора, блузы с отложными воротниками или воротниками, переходящими в галстук, расклешенные и присборенные юбки. Вошли в моду ткани в клетку и в полоску. Особую популярность приобрели костюмы с юбками, расклешенными книзу (тайоры), жакеты. Курсистки стали носить кашемировые платья коричневых тонов. Обращают на себя внимание фотографии первых осетинских учительниц, носивших европейскую одежду с осетинским платком на плечах. Женщины-работницы носили «парочки» сарафаны и кофты из одной ткани, юбки на бретельках, блузы с басками, свободного покроя платья из ситца, сатина, бумазеи. Нарядная одежда горожанок включала меховые воротники и муфты, которые носили не только зимой. Их надевали на атласные или шелковые платья и блузы с рюшами и оборками. Девочек на338 ряжали в светлые однотонные платья с оборками, рюшами и бантаь Мальчиков часто фотографировали в матросках, в национальной одежде. Основной тенденцией в развитии городской одежды была ее европеизация. Подъем экономики, расцвет торговли и промышленности оказали прямое воздействие на одежду горожан. Качественные изменения городской одежды были связаны с большим открытием в истории мирового швейного дела появлением швейной машины, которая получила распро 129 странение с середины XIX века. Ее усовершенствованный вариант, созданный И. Зингером, приобрел мировую славу. В Россию швейные машины импортировались из США и Германии. На рубеже ХЗХ-ХХ веков их количество исчислялось сотнями тысяч, распространились они в основном в городах. Во Владикавказе тоже функционировал магазин «Зингер». Его здание было облицовано зеленой плиткой, что считалось отличительным знаком этой компании. В магазине не только продавали машинки, но сдавали их в прокат и бесплатно обучали шитью и модным вышивкам на ней. р Машины «Зингер» рекламировались на страницах местной прессы в течение многих лет. Не менее важным событием, обусловившим развитие городской одежды, стало изобретение «жаккардовой» техники производства тканей, позволявшей получать полотно с любыми переплетениями нитей и слож339 ным орнаментом. В 1880-х годах во Владикавказе был специализированный магазин Савельева по реализации тканей лучших российских фабрик. Магазин предлагал широкий выбор сукна привиен, сатин-сукно, полусукно, драдедам. Текст рекламы местных компаний дает информацию о бытовавших видах касторовой ткани энектораль, империал, корд, элястин, сатинтрико, репс, диагональ, а также о видах драпа экстрофан, электораль, бивер, трико, мельтон, твин. В этом магазине можно было приобрести «самородковое» и «гвардейское» сукно, «солдатский» твин. Этими услугами пользовались воспитанники многочисленных учебных заведений города и военные. Пользовались спросом «партикулярные», «форменные» ткани, \ Л Л тюфель, корд и другие. Сукно, драп, шелковые, шерстяные, полотняные и бумажные ткани предлагал магазин С.М. Киракозова и Б.Г. Оганова на Александровском проспекте.341Магазин Пералова торговал ситцем, коленкорами, рюшами, кружевами, лентами, различными отделками, фурниту~ 342 рои. Как правило, магазины, торговавшие тканями, принимали заказы на |