Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 72]

количество исчислялось сотнями тысяч, распространились они в основном в городах.
Во Владикавказе тоже функционировал магазин «Зингер».
Его здание
Ш было облицовано зеленой плиткой, что считалось отличительным знаком этой компании.
В магазине не только продавали машинки, но сдавали их в прокат и бесплатно обучали шитью и модным вышивкам на ней.

Машины «Зингер» рекламировались на страницах местной прессы в течение многих
194 лет Не менее важным событием, обусловившим развитие городской одежды, стало изобретение «жаккардовой» техники производства тканей, позволявшей получать полотно с любыми переплетениями нитей и сложным орнаментом ,95.
Важным компонентом культуры жизнеобеспечения, который по определению Ф.
Броделя отражает социальный ранг человека и окружающую его цивилизацию
196, является пища.
На фоне всеобщей стандартизации и ф, нивелировки городской бытовой культуры сохранялись этнические модели питания и производство традиционных продуктов.
Городские осетины сохраняли национальную кухню.
Повседневную пищу составляли продукты собственного хозяйства.
На Осетинской слободке подсобные хозяйства имели почти все ее жители.
Как правило, они держали коров, домашнюю птицу, обрабатывали небольшой приусадебный участок или арендовали его у городской управы.
Сыр, кислое молоко, яйца, куры и другие продукты производили не только для собственного потребления, но и для продажи на рынке.
Повседневной пищей был домашний хлеб, выпекаемый из кукурузной, пшеничной или ячменной муки, а
также каша супы.
Городские магазины, лавки и базар вносили изменения в пищевой * рацион.
Низкие цены на многие продукты питания делали их доступными для жителей слободки и вытесняли необходимость производства некоторых
72
[стр. 129]

129 странение с середины XIX века.
Ее усовершенствованный вариант, созданный И.
Зингером, приобрел мировую славу.
В Россию швейные машины импортировались из США и Германии.
На рубеже ХЗХ-ХХ веков их количество исчислялось сотнями тысяч, распространились они в основном в городах.
Во Владикавказе тоже функционировал магазин «Зингер».
Его здание
было облицовано зеленой плиткой, что считалось отличительным знаком этой компании.
В магазине не только продавали машинки, но сдавали их в прокат и бесплатно обучали шитью и модным вышивкам на ней.

р Машины «Зингер» рекламировались на страницах местной прессы в течение многих лет.
Не менее важным событием, обусловившим развитие городской одежды, стало изобретение «жаккардовой» техники производства тканей, позволявшей получать полотно с любыми переплетениями нитей и
слож339 ным орнаментом.
В 1880-х годах во Владикавказе был специализированный магазин Савельева по реализации тканей лучших российских фабрик.
Магазин предлагал широкий выбор сукна привиен, сатин-сукно, полусукно, драдедам.
Текст рекламы местных компаний дает информацию о бытовавших видах касторовой ткани энектораль, империал, корд, элястин, сатинтрико, репс, диагональ, а также о видах драпа экстрофан, электораль, бивер, трико, мельтон, твин.
В этом магазине можно было приобрести «самородковое» и «гвардейское» сукно, «солдатский» твин.
Этими услугами пользовались воспитанники многочисленных учебных заведений города и военные.
Пользовались спросом «партикулярные», «форменные» ткани, \ Л Л тюфель, корд и другие.
Сукно, драп, шелковые, шерстяные, полотняные и бумажные ткани предлагал магазин С.М.
Киракозова и Б.Г.
Оганова на Александровском проспекте.341Магазин Пералова торговал ситцем, коленкорами, рюшами, кружевами, лентами, различными отделками, фурниту~ 342 рои.
Как правило, магазины, торговавшие тканями, принимали заказы на

[стр.,137]

137 гентных слоях городского общества активное использование косметики воспринималось как проявление плохого вкуса.
В мещанской среде не было столь строгих ограничений, женщины не боялись злоупотребить белилами, румянами.
Сохранялись и этнические обыкновения: например, у армянок было принято сильно красить глаза и брови, осетинки не пользовались косметикой.
Степень потребления новационных элементов личной * гигиены и парфюмерии зависела от материального достатка горожан.
В 1899 году Владикавказское общество потребителей заключило договоры о приобретении товаров по минимальным ценам с 8 фирмами города мануфактурным магазином И.А.
Ганжумова, галантерейным магазином Е.С.
Зипалова, модным магазином «А 1а Со§иеИе» Е.Г.
Раменской, мастерской портного В.В.
Гурьева, магазином белья Кузнецовым, обувным магазином Багдасаровых, аптекарским магазином М.В.
Пугачевского, магазином часов, золотых и серебряных изделий и оптических товаров Тар! О А ноградского.
Эта акция сделала товары указанных фирм доступными по щ цене многим горожанам.
Пища.
Пища является важным компонентом культуры жизнеобеспечения, который по определению Ф.
Броделя отражает социальный ранг человека и окружающую его цивилизацию.390
На фоне всеобщей стандартизации и нивелировки городской бытовой культуры сохранялись этнические модели питания и производство традиционных продуктов.
Городские осетины сохраняли национальную кухню.
Повседневную пищу составляли продукты собственного хозяйства.
На Осетинской слободке подсобные хозяйства имели почти все ее жители.
Как правило, они держали коров, домашнюю птицу, обрабатывали небольшой приусадебный участок или арендовали его у городской управы.
Сыр, кислое молоко, яйца, куры и другие продукты производили не только для собственного потребления, но и для продажи на рынке.
Повседневной пищей был домашний хлеб, выпекаемый из кукурузной, пшеничной или ячменной муки, а


[стр.,138]

138 также каша супы.
Городские магазины, лавки и базар вносили изменения в пищевой рацион.
Низкие цены на многие продукты питания делали их доступными для жителей слободки и вытесняли необходимость производства некоторых
традиционных продуктов.
Сохранности элементов традиционного питания способствовала связь городских семей с селом.
Ритуальная пища практически не претерпевала изменений и состояла из отварного мяса жертвенных животных (быков, баранов) и пирогов с начинками из сыра и мяса, которые рассматриваются как пищевое воплощение комплексного развития земледельческо-скотоводческих традиций.
Все остальщ ные начинки из картофеля, капусты, листьев свеклы, тыквы, фасоли являются новацией, результатом межэтнического взаимодействия и квалифицируются специалистами как суперстратный пласт традиционной пищи.391 Фрукты и овощи все больше входили в пищевой рацион.
Традиционные пироги с начинкой из овощей со временем заняли свое место в ритуальнопрестижной трапезе, что говорит об их адаптированности к местным вкусам.
Жители Осетинской слободки продолжали изготовление в домашних условиях традиционного напитка араки и тем самым входили в конфликт с законом.
Производство араки было запрещено по всей Осетии, правитель* ство устанавливало штрафы, размеры которых доходили от 25 рублей до 800 и выше.
Во Владикавказском окружном суде было множество дел по обвинению осетин в незаконном производстве араки.
Но оно было неотъемлемой частью обрядовой жизни, поэтому борьба правительства с этим и другими элементами традиционной культуры была безуспешной.
В 1916 году Начальник Терской области продолжал ходатайствовать об издании специального постановления, воспрещающего производство ара393 ки.
Городские армяне во многом сохраняли этническую специфику в пи-■ тании.
Из пшеничной муки они выпекали в тонире круглом глиняном очаге хлеб-лаваш, очень тонкий, овальной формы, сохраняющий свои

[Back]