пончики с кремом, подавали какао по-варшавски с куриным желтком и сливками. Социально-экономическое развитие города вызвало < трансформационные процессы в бытовой культуре. Традиционные национальные структуры повседневности постепенно уходили в прошлое. В быту городской элиты они сохранялись, главным образом, в качестве реликтово-знаковых элементов. Материально-предметный мир владикавказцев во многом формировал городской рынок, а степень потребления европейских форм бытовой культуры определялась не этнической, а социальной принадлежностью горожан. Основными носителями традиционной культуры были средние и неимущие слои. Состояние материальной культуры горожан характеризовалось сочетанием традиционных, паллиативных и новых, урбанизированных форм. Планомерное развитие Владикавказа требовало комплексного управления городом как целостной социально-экономической системой. Получая разрешение от городской администрации на поселение, мигранты были вынуждены адаптироваться к новым социально — экономическим условиям, предоставляемым городом. Однако приобщение к новым формам хозяйствования, производственной деятельности, было возможным только на основе существующих традиций, определенного хозяйственного опыта и требовало времени, трансформации некоторых представлений и ценностных ориентаций осетинского населения. Вследствие этого, включенность в городскую экономику означала для осетин сохранение основных традиционных хозяйственных занятий (земледелие, скотоводство, ремесла) и приобщение к новым, связанным с торговлей, бытовым обслуживанием, городским транспортом, промышленностью и др. 74 |
149 ной прессе зафиксированы и такие признаки этнофобии, как употребление вместо этнонимов презрительных кличек, оскорбительных названий, унижающих национальное достоинство. «Разные оглы и аршаки позволяют себе глумиться над россиянами» , возмущался корреспондент «Терских ведомостей», упрекая торговцев-кавказцев в невысоком качестве обслуживания покупателей. Но основное содержание межэтнического взаимодействия составляли не бытовые конфликты и не складывавшиеся стереотипы, а позитивные тенденции, основанные на жизненно необходимых взаимосвязях. В уело* виях урбанизации принцип этнической специализации в экономике постепенно ослабевал. Ремесленные цехи, как и другие производственные коллективы, становились полиэтничными, а представители городских этнических групп активно приобщались к новым отраслям городской экономики, к нетрадиционным хозяйственным занятиям. В этом процессе большей мобильностью отличались русские и осетины. Очевидно, это следует объяснять отсутствием у них своих «национальных» ниш в городской экономике, постоянным увеличением их численности за счет миграций из российских губерний и осетинских селений. * Социально-экономическое развитие города вызвало трансформационные процессы в бытовой культуре. Традиционные национальные структуры повседневности постепенно уходили в прошлое. В быту городской элиты они сохранялись, главным образом, в качестве реликтово-знаковых элементов. Материально-предметный мир владикавказцев во многом формировал городской рынок, а степень потребления европейских форм бытовой культуры определялась не этнической, а социальной принадлежностью горожан. Основными носителями традиционной культуры были средние и неимущие слои. Состояние материальной культуры горожан характеризо4 валось сочетанием традиционных, паллиативных и новых, урбанизированных форм. 359 лись рынком, другие, напротив, в условиях урбанизации обретали новую жизнь. Основными хранителями этнокультурных констант были неимущие и средние слои. Городская элита сохраняла их в качестве реликтовознаковых элементов быта. Степень потребления европейских форм бытовой культуры определялась не этнической, а социальной принадлежностью горожан. В целом структуры повседневности представляли собой синтез традиционных, паллиативных и новых урбанизированных форм. Соотношение традиций и новаций во многом определяло и состояние общественно-культурной среды города. Этнические группы сохраняли традиционные структуры обыденности, их досуг во многом определялся нормами обрядовой жизни, стремлением к внутриэтническому общению. Но социокультурное развитие города формировало национальную интеллигенцию, которая становилась проводником новой культуры. Система образования, культурно-просветительские, благотворительные общества, периодическая печать и книгопечатание, театр, кинематограф, литературно-драматические кружки и т.п. были унифицированными формами городской культуры, но каждая этническая группа вкладывала в них свое содержание, свою духовную культуру. Система образования включала наряду с государственными школами национальные, среди культурнопросветительских и благотворительных учреждений также были национальные, основанные местными этническими группами. Народная музыка перекладывалась на ноты, народные сказки, мифы, легенды, эпические произведения издавались в типографиях, ставились на театральных, в том числе любительских сценах, предметы народного быта перемещались в городские музеи * • Основной тенденцией культурного развития была не внутриэтническая коммуникация, а интеграционные процессы, порождавшие различные формы межэтнического взаимодействия. Старовладикавказская интеллигенция была способна строить свои отношения с людьми другой нацио |