Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 75]

ГЛАВА III.
Интеграция осетинского населения в городское социокультурное пространство 3.1.
Развитие народного образования и формирование осетинской интеллигенции Важнейшим компонентом духовной жизни общества выступает институт образования.
Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с общественной жизнью200.
Возможность получения образования во Владикавказе являлось одной из причин миграционной подвижности крестьянского населения, выступала своеобразным фактором модернизации устоев традиционного общества.
История городского образования начинается с сентября 1836 года, *' когда были открыты уездное и приходское духовные училища.
Духовенство стояло у истоков просвещения.
Экзарх Грузии Высокопреосвященный
Евсевий предписывал протоиерею Шио Двалиеву открыть во Владикавказе училище для детей «осетинских владельцев, старшин и некоторых сирот».
В училище принимали детей и на казенное содержание, если они по окончанию принимали духовный сан.
Если родители не давали письменного обязательства о вступлении ребенка в духовное звание, обучение становилось платным.
Экзарх Грузии требовал от благочинных привлекать горцев к обучению за «казенный кошт».
Но со временем стало ясно, что письменные обещания родителей не были гарантией перехода в духовное звание.

Получив образование, горцы уклонялись от церкви.
Это стало причиной отмены для них казенного содержания.
Численность учащихся
jr резко сократилась, что вынудило Экзарха ввести «казеннокоштные» стипендии для горцев.
Но по окончании училища они все-таки старались 75
[стр. 150]

150 Глава III.
Общественно-культурная среда и досуг горожан § 1.
Образование.
В гуманитарных исследованиях нередко встречается тезис о высокой социальной энергии полиэтничных обществ, их способности к общественному и культурному прогрессу.
Старовладикавказская интеллигенция рассматривала полиэтничность своего города как залог «умственного и нравственного прогресса» и считала, что в нем были сосредоточены «...
лучшие по уму, образованию и нравственным качествам люди военного и гражданского сословий, а также населения казачьего и горского».432 Общественно-культурная среда была самой активной зоной межэт* нического взаимодействия.
Особую роль в этом процессе играло образование.
С возрастанием образовательного уровня расширяется представление о мире, о своем и других народах.
Мышление образованного человека становится менее стереотипным, формируются дружественные установки по отношению к другим этносам, происходит взаимообмен достижениями культуры.
История городского образования начинается с сентября 1836 года, когда были открыты уездное и приходское духовные училища.
Духовенство стояло у истоков просвещения.
Экзарх Грузии Высокопреосвященный
Евгений предписывал протоиерею Шио Двалиеву открыть во Владикавказе училище для детей «осетинских владельцев, старшин и некоторых сирот».
В училище принимали детей и на казенное содержание, если они по окончанию принимали духовный сан.
Если родители не давали письменного обязательства о вступлении ребенка в духовное звание, обучение становилось платным.
Экзарх Грузии требовал от благочинных привлекать горцев к обучению за «казенный кошт».
Но со временем стало ясно, что письменные обещания родителей не были гарантией перехода в духовное зва


[стр.,151]

151 ние.
Получив образование, горцы уклонялись от церкви.
Это стало причиной отмены для них казенного содержания.
Численность учащихся
резко сократилась, что вынудило Экзарха ввести «казеннокоштные» стипендии старались кадетские корпуса и другие светские учебные заведения.
В 1862 году училище было закрыто.433 В повседневной жизни система светского городского образования создавала условия для интенсивного межэтнического общения.
Учебные заведения были этнически неоднородны по составу учащихся и педагогов.
Система совместного обучения русских детей с «инородцами» была официально оговорена с Министерством народного просвещения при выработке программы обучения в национальных окраинах страны.
Администрация старалась установить дружественные контакты с привилегированными сословиями горцев, поэтому прежде всего заботилась об образовании их детей.
Для них в 1848 году во Владикавказе была основана Навагинская школа.
Командир отдельного Кавказского корпуса, генерал-адъютант барон Г.В.
Розен еще в 1836 году стал ходатайствовать об открытии школ при войсках отдельного Кавказского корпуса, где вместе с кантонистами обучались бы дети бедных дворян и других почетных сословий кавказских народов.
Но только 1 мая 1848 года при Навагинском пехотном полку была I открыта школа для 50 военных воспитанников.
Командир полка барон И.А.
Вревский просил объявить об открытии школы по всему Владикавказскому военному округу, чтобы привлечь детей бедных дворян и почетных сословий.
Для них было предоставлено 30 мест, а для детей русских чиновников 20 мест.
Навагинская школа стала очень популярной.
Многие горцы годами ждали очереди, записывались в списки кандидатов.
Дети до 17 лет обучались за казенный счет.
По окончании школы они поступали на военную или гражданскую службу.
С 1848 по 1853 год в Навагинской

[Back]