Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 81]

В 1866 году она перешла в ведение общества восстановления православного христианства на Кавказе, а в 1916 году стала учительской женской школой.
В октябре 1865 года горожане ходатайствовали об открытии русской * женской школы.
В 1869 году появилась частная элементарная школа для девочек, открытая дворянкой Виталией Ломнинской.
Позднее в городе были основаны 2-я и 3-я женские гимназии.
По инициативе В.Г.

Шредера двухклассное женское училище было преобразовано в трехклассную женскую гимназию, при которой был открыт педагогический класс.
В 1916 году прогимназия была преобразована в 3-ю женскую
гимназию211.
Женское образование развивалось быстрыми темпами: в 1874 году в городских учебных заведениях обучалось 196, а в 1898 году 469 девочек.
Обучение велось по принципу полового разделения.

Отношение к образованию у горожан различных национальностей было неодинаковым.
Чрезвычайно высокую активность в этом вопросе проявляли осетины.
Интерес их к светскому образованию обнаружился еще в 30-х годах XIX века.
Многие воспитанники Владикавказского духовного училища продолжали образование в военных или гражданских учебных заведениях.
В 80-90-х годах XIX века стремление к школьному образованию стало в Осетии «важным политическим полем ...
в борьбе против колониального режима», «глубоко национальным движением», в котором участвовали все слои осетинского
общества212.
Оно выражалось в активном строительстве школ и распространении грамотности.
Даже официальная газета «Терские ведомости» в юбилейном очерке, посвященном 50-летию Владикавказа, признавала, что осетинский народ «в стремлении к образованию опередил русское
население»213.
В 1889 году только в средних учебных заведениях города и ремесленном училище обучалось 106 осетин, а в 1898 году 164 осетина.
Особое предпочтение отдавали реальному училищу и военной
прогимназии214.
Распространение светского образования сказалось и на гендерных отношениях.
В традиционном осетинском обществе женщина всегда
81
[стр. 154]

154 Горожане проявляли большую заботу о женском образовании.
Для дочерей «нижних чинов» и горских влиятельных сословий было открыто Елизаветинское училище.
В 1861 году в городе была открыта благотворительная элементарная женская школа, которую в 1867 году преобразовали в женское училище второго разряда и назвали Ольгинской, в честь Великой княгини Ольги Федоровны, жены наместника Кавказа Великого князя Михаила Николаевича.
Оно было в 1874 году преобразовано в гимназию, в которой в 1893 году были открыты педагогические классы.
Начальницами гимназии были Е.К.
Соболева, а в 1900-1916 годах Л.М.
Дударова.438 В честь Великой княгини была названа и другая школа Осетинская.
Следует отметить особую активность осетин в вопросах женского образования.
Первые женские школы появились в осетинских селениях в 50-х годах XIX века.
Широко известен факт основания во Владикавказе в 1862 году первой школы для осетинских девочек священником Аксо Колиевым.
В 1866 году она перешла в ведение общества восстановления православного христианства на Кавказе, а в 1916 году стала учительской женской
шко439 лои.
В октябре 1865 года горожане ходатайствовали об открытии русской женской школы.
В 1869 году появилась частная элементарная школа для девочек, открытая дворянкой Виталией Ломнинской.
Позднее в городе были основаны 2-я и 3-я женские гимназии.
По инициативе В.Г.

Шредере двухклассное женское училище было преобразовано в трехклассную женскую гимназию, при которой был открыт педагогический класс.
В 1916 году прогимназия была преобразована в 3-ю женскую
гимназию.440 Женское образование развивалось быстрыми темпами: в 1874 году в городских учебных заведениях обучалось 196, а в 1898 году 469 девочек.
Обучение велось по принципу полового разделения.


[стр.,157]

157 Кавказского учебного округа учились, как правило, дети «достаточных» горожан.
Отношение к образованию у горожан различных национальностей было неодинаковым.
Чрезвычайно высокую активность в этом вопросе проявляли осетины.
Интерес их к светскому образованию обнаружился еще в 30-х годах XIX века.
Многие воспитанники Владикавказского духовного училища продолжали образование в военных или гражданских учебных заведениях.
В 80-90-х годах XIX века стремление к школьному образованию стало в Осетии «важным политическим полем...
в борьбе против колониального режима», «глубоко национальным движением», в котором участвовали все слои осетинского
общества.448 Оно выражалось в активном строительстве школ и распространении грамотности.
Даже официальная газета «Терские ведомости» в юбилейном очерке, посвященном 50-летию Владикавказа, признавала, что осетинский народ «в стремлении к образованию опередил русское
население».449В 1889 году только в средних учебных заведениях города и ремесленном училище обучалось 106 осетин, а в 1898 году 164 осетина.
Особое предпочтение отдавали реальному училищу и военной
прогимназии.450 Распространение светского образования сказалось и на гендерных отношениях.
В традиционном осетинском обществе женщина всегда
занимала достойное место.
Она отстояла его и в городской среде.
Широко известны имена осетинских учительниц Е.
Такоевой, С.
и О.
Абаевых, Е Дзугаевой, М.
Каировой, Е.
Амбаловой, Т.
Дзахсоровой, А.
Туаевой, О.
Бицоевой, А.
Гардановой, О.
Газдановой, Н.
Газдановой, А.
Дзаховой, В.
Караевой, С.
Тхостовой и других.
Они занимались не только школьным образованием, но и проявляли высокую социальную активность и в других сферах культурной жизни.
Анализ некоторых сохранившихся списков учеников городских учебных заведений, мужских и женских, позволяет утверждать, что основ

[Back]