Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 85]

шахматы, шашки, домино, нарды, бильярд, тонкадиль.
Клуб обязывался иметь меблированную диванами и креслами комнату для желающих проводить время в беседах, отдельное помещение с ломберными столами и * шахматными столиками, столовую, зал для танцев, биллиардную комнату, буфет, библиотеку и специальную комнату для публичных чтений.
Общественное собрание было многонациональным по составу, о чем свидетельствует §85 Устава: «При входе в собрание фуражки, папахи,
оружие, палки, хлысты и зонтики оставляются в прихожей у швейцара...
Мусульмане могут входить в шапках и
фесках»219.
В Уставе Дворянского собрания указывалось, что его членами могли быть лица всех сословий, пользующиеся уважением и добрым
именем220.
Со временем досуг многих горожан стал организовываться по клубному принципу, что позволяло не только проводить свободное время в «своем» кругу, но и удовлетворять культурные запросы различных социальных групп.
В 1880 году впервые был поставлен вопрос об открытии
коммерческого клуба, где «находили бы развлечение люди сословий торгового, ремесленного» 221.
Располагался он в доме Андреева на Александровском проспекте.
Устав коммерческого клуба, утвержденный в 1884 году, гласил, что клуб «имеет целью доставить членам своим возможность проводить
свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользой».
Кроме устройства балов, маскарадов, танцевальных, музыкальных и инструментальных вечеров и драматических представлений, клуб обязывался выписывать книги, газеты, а также приглашать «лиц специальных по разным наукам для чтения лекций».
Членами коммерческого собрания были
только мужчины, женщин приглашали лишь на открытые мероприятия.
Были
разрешены все игры, кроме азартных222.
Особой популярностью пользовался кэгель-банк, игра в кегли и биллиард.

85
[стр. 164]

164 После получения Владикавказом статуса города социокультурная ситуация несколько изменилась.
По примеру других российских городов здесь был основан первый сословный клуб Дворянское (общественное) собрание, призванный «доставлять своим чинам разного рода развлечения и общественные удовольствия, не воспрещаемые законом».460 Созданный для отдыха «почтенных господ», он первое время располагался в частном доме на Театральной площади.
По контракту содержание клуба было предоставлено купцу Иванову, который вместо субсидии получал доходы от членских взносов, карточной игры, входной платы и штрафов.
Он оплачивал из этой суммы подписку газет и журналов, приобретение книг для клубной библиотеки.
Число членов клуба постоянно увеличивалось, с 1869 года по 1878 год оно возросло в три раза.
В 1870 году услугами библиотеки пользовалось 90 горожан, из них 70 —военных.
К 1880 году здесь было л г л 3472 книги и 297 журналов.
В начале 1880-х годов общественное собрание построило себе здание в центре города, на Театральной площади (современная площадь Ленина, здание Дома офицеров).
Большая часть здания была сдана в аренду под гостиницу «Бристоль», а в огромном зале на втором этаже Дворянский клуб проводил свои мероприятия.
По уставу Общественного собрания в нем допускались следующие виды досуга: беседы, чтение, публичные лекции, музыкальные и танцевальные вечера, концерты, маскарады, табль-доты (застолья с общим меню З.К.), игры в карты, шахматы, шашки, домино, нарды, бильярд, тонкадиль.
Клуб обязывался иметь меблированную диванами и креслами комнату для желающих проводить время в беседах, отдельное помещение с ломберными столами и шахматными столиками, столовую, зал для танцев, биллиардную комнату, буфет, библиотеку и специальную комнату для публичных чтений.
Общественное собрание было многонациональным по составу, о чем свидетельствует §85 Устава: «При входе в собрание фуражки, папахи,


[стр.,165]

165 оружие, палки, хлысты и зонтики оставляются в прихожеи у швейцара...
Мусульмане могут входить в шапках и
фесках».463 Клуб обязывался не устраивать развлечений на Страстной неделе, в первый день Пасхи и Рождества.
Дворянский клуб часто устраивал роскошные и многолюдные танцещ вальные вечера, отдавая дань моде на европейские бальные танцы.
Со временем они стали проникать и в среду городского простонародья, что было не только результатом подражания дворянскому быту, но и следствием буржуазного подхода к культуре разных слоев населения.
Организация подобных развлечений приносила немалый доход и приводила к некоторой нивелировке городской культуры.
В 1884 году «Терские ведомости» поместили следующее сообщение: «Недавно столичные газеты сообщали из Петербурга, что там в последнее время устраивается ежедневно поражающее число балов, танцевальныхч вечеров и пр., причем официально дозволенных до 40 ежедневно.
Владикавказ, по-видимому, тоже кажется не хочет отстать в этом отношении от Петербурга...
танцевальные и музыкальные вечера сменяются один другим».464 В городе даже существовал специальный Совет распорядителей семейно-танцевальных вечеров.
Летний танцевальный сезон заканчивался 16 сентября, а зимний открывался 8 ноября.
Особенно роскошным и мнобывал первый танцевальный вечер в Дворянском Со временем наряду с европейскими танцами стали исполняться и «туземные».
Осетинские, армянские, грузинские и другие танцы устраивались на■ вечерах и народных гуляньях местными национальными общинами.
Это был один из немногих этнически маркированных элементов городского досуга.
В Уставе Дворянского собрания указывалось, что его членами могли быть лица всех сословий, пользующиеся уважением и добрым
именем.465 Но реально доступ в клуб был ограничен.
Горожане сетовали на это об

[стр.,166]

166 стоятельство: «Есть, правда, у нас клуб, но не всякий может быть его членом, так как назначенный для этого взнос не по карману большинству.
Там Д / / есть библиотека, но не члены не имеют права пользоваться, а зря».
Со временем досуг многих горожан стал организовываться по клубному принципу, что позволяло не только проводить свободное время в «своем» кругу, но и удовлетворять культурные запросы различных социальных групп.
В 1880 году впервые был поставлен вопрос об открытии
коммерчеь ского клуба, где «находили бы развлечение люди сословий торгового, ре467 месленного».
Располагался он в доме Андреева на Александровском проспекте.
Устав коммерческого клуба, утвержденный в 1884 году, гласил, что клуб «имеет целью доставить членам своим возможность проводить
г свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользой».
Кроме устройства балов, маскарадов, танцевальных, музыкальных и инструментальных вечеров и драматических представлений, клуб обязывался выписывать книги, газеты, а также приглашать «лиц специальных по разным наукам для чтения лекций».
Членами коммерческого собрания были
тольр ко мужчины, женщин приглашали лишь на открытые мероприятия.
Были
Д / Г О разрешены все игры, кроме азартных.
Особой популярностью пользовался кэгель-банк, игра в кегли и биллиард.

В июле 1906 года открылось профессиональное общество приказчиков, призванное защищать правовые, экономические и профессиональные интересы, содействовать «умственному, профессиональному и моральному развитию приказчиков», оказывать им материальную помощь во время безработицы, болезней и т.п.
Согласно Уставу, общество имело библиотеку, читальню, устраивало публичные лекции, чтения, курсы, собеседова-ь ния.469 К 1908 году в городе уже были «клуб собрания лиц, служащих в правительственных и общественных учреждениях» (клуб чиновников), который располагался в доме Дейкарханова на улице Базарной и клуб обще

[Back]