Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 87]

ограничить размер калыма 200 рублями, а не подчинившихся штрафовать.
При этом 20% от полученной суммы перечислять в фонд «Общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской * области»226.
Городские культурно-просветительские общества в 1870-1880 годах были мононациональными, в их работе участвовала, как правило, русская интеллигенция.
Образованные осетины-горожане находили применение своим силам в «Обществе распространения...».
В 1899 году секретарем общества был Гаппо Баев будущий городской голова, председателем и почетным членом долгие годы был М.
Кипиани.
Члены общества приняли активное участие в борьбе за сохранение осетинской
женской школы во Владикавказе, в сборе средств для строительства общежития на 50 мальчиков, в издании книг и брошюр на языках горских народов.
Общество проводило мероприятия по ознакомлению горцев с новой сельскохозяйственной техникой, особенно с усовершенствованными плугами.
Деятельность общества является и свидетельством консолидационных
тенденций в среде горской интеллигенции.
Среди горожан было немало филантропов, пожертвования которых позволяли осуществлять выдачу частных пособий, предоставлять беспроцентные ссуды бедным семьям, оплачивать обучение нуждающимся детям.
С этой целью было создано «Общество попечения о сиротах и бедных детях города Владикавказа», главной заботой которого был детский приют.

Задача членов общества заключалась в том, чтобы приютить сирот, а по возможности и детей бедных горожан, «вырастить их, воспитать, подготовить к честному самостоятельному труду» 227.
Председателем комиссии этого общества долгое время был барон В.Р.
Штейнгель.
В 1896 году он внес крупное пожертвование на организацию народного гулянья, * обеспечившее детей на полгода
228.
Предметом особой заботы для «Общества попечительства о сиротах и бедных детях», «Владикавказского общества воспитательно-исправительного
87
[стр. 170]

170 были проведены выборы в правление, оформлен Устав, согласно которому общество имело право строительства школ, оказания материальной помощи учащимся-горцам.
Членами первого правления стали представители горской интеллигенции М.
Далгат, М.
Кипиани, И.
и Дж.
Шанаевы, А.
Урусбиев.
Кандидатами в правление были избраны И.
Бигаев, отец Михаил (Сухиев), Б.
Долгиев, казначеем —А.
Беретти, секретарем И.
Тхостов.
Самый первый сбор был получен с благотворительного концертаспектакля, в котором приняли активное участие известный скрипач Султан-бек Абаев и актеры-любители.480Общество часто устраивало народные гулянья и другие благотворительные акции «с целью помочь учащейся в различных концах России горской молодежи независимо от нации и религиозной принадлежности».48 Многие горцы получили образование в Ставропольской гимназии, директор которой Я.М.
Неверов проявлял к ним особое внимание и заботу.
Он занимался не только организаторской и педагогической деятельностью, но и оказывал горцам материальную помощь.
В отчетах «Общества распространения образования...» его имя встречается в списках пожертвовавших денежные суммы.482 «За счет общества горцы учились в ЛорисМеликовском училище, Ольгинской женской гимназии и других заведениях Владикавказа, а также Петербурге и других городах.
Общество сыграло исключительную роль в подготовке специалистов, в формировании горской интеллигенции.
Особенной активностью отличались осетины.
Городские культурно-просветительские общества в 1870-1880 годах были мононациональными, в их работе участвовала, как правило, русская интеллигенция.
Образованные осетины-горожане находили применение своим силам в «Обществе распространения...».
В 1899 году секретарем общества был Гаппо Баев будущий городской голова, председателем и почетным членом долгие годы был М.
Кипиани.
Члены общества приняли активное участие в борьбе за сохранение осетинской


[стр.,171]

171 женской школы во Владикавказе, в сборе средств для строительства общежития на 50 мальчиков, в издании книг и брошюр на языках горских народов.
Общество проводило мероприятия по ознакомлению горцев с новой сельскохозяйственной техникой, особенно с усовершенствованными плугами.
Деятельность общества является и свидетельством консолидационных
тенденции в среде горской интеллигенции.
Местные власти стремились расширить благотворительную деятельность горожан, привлечь их к решению социальных проблем.
Одной из них было воспитание сирот.
С этой целью было создано «Общество попечения о сиротах и бедных детях города Владикавказа», главной заботой которого был детский приют.

Свою задачу члены общества видели в том, чтобы приютить сирот, а по возможности и детей бедных горожан, «вырастить их, воспитать, подготовить к честному самостоятельному труду».483 Председателем комиссии этого общества долгое время был барон В.Р.
Штейнгель.
В 1896 году он внес крупное пожертвование на организацию народного гулянья, обеспечившее детей на полгода.484
Предметом особой заботы для «Общества попечительства о сиротах и бедных детях», «Владикавказского общества воспитательноисправительного приюта для несовершеннолетних» и некоторых других были дети, жившие на окраинах города, где широко бытовали азартные 485 тт игры на деньги среди подростков, игры в карты, в кости, в «орлянку».
На Червленной улице было открыто детское дневное убежище, в которое принимали детей бедных горожан, занимающихся полевыми и поденными работами.
Управление Красного Креста, образовавшее это убежище, старалось приобщить детей к массовой городской культуре.
В пользу детского дневного убежища устраивались народные гулянья, лотереи-аллегри и т.п.
Как правило, эти благотворительные акции находили отклик у горожан.

[Back]