Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 94]

на точном основании приведенных указаний Правительствующего Сената» 246.
В 1911 году в местное по делам об обществах и союзах Присутствие поступило заявление от осетин С.
Такоева, А.
Канукова, К.
Дигурова и А.Джанаева-Хетагурова — о регистрации Владикавказского осетинского литературно-музыкального драматического кружка, который должен был стать «центром для сближения осетин — литераторов, любителей музыки и
осетинского драматического искусства», содействовать развитию осетинской литературы, музыки, драмы.
Городские осетины готовы были проводить литературные вечера, музыкально-драматические собрания, публичные концерты, драматические представления, семейные вечера
247.
Местная администрация, вооруженная циркуляром МВД, отказала обществу в регистрации, определив, что оно «...
имеет целью развитие исключительно осетинской национальности», «направлено к обособлению осетинских национальных интересов», «...
послужит усугублению национальной розни между осетинами и другим населением»
248.
Циркуляр МВД предписывал не только запрет на регистрацию новых обществ, но и «...
тщательно ознакомиться с деятельностью уже существующих инородческих обществ и в подлежащих случаях возбудить установленным порядком вопрос об их закрытии».
Владикавказский полицмейстер получил специальное указание от начальника Терской области генерал-майора Степанкова проверить осетинское издательское общество «Ир».
Полицмейстер доносил, что «по собранным негласным сведениям» «движения от указанного общества с целью пробуждения узкого национально-политического самосознания не замечалось», что «за отсутствием средств к существованию оно в данное время приходит в упадок и за последнее время издало лишь несколько брошюр с переводными стихотворениями и мелкими рассказами на осетинском языке».
Тем не менее местной администрации было рекомендовано продолжать негласное наблюдение за деятельностью общества, потому что во главе его стояли
94
[стр. 181]

181 образование для этой цели ряда обществ под самыми разнообразными наименованиями, имеющих целью объединение инородческих элементов на почве их исключительно национальных интересов...
Такие общества несомненно ведут к усугублению начал национальной обособленности и розни и потому должны быть признаны угрожающими общественному спокойствию и безопасности».520 Местному по делам об обществах и союзах Присутствию было предписано при обсуждении ходатайств о регистрации каких бы то ни было инородческих обществ независимо от преследуемых ими целей выяснять, «...
не преследует ли такое общество вышеуказанных задач и в утвердительном случае неукоснительно отказывать в регистрации их уставов на точном основании приведенных указаний Правительствующего Сената».521 В 1910 году владикавказские евреи представили к регистрации общество еврейской драмы, литературы и музыки.
Устав определял целью этого общества изучение еврейской музыки, литературы, распространение музыкального образования.
Предполагалась организация хоровых коллективов, оркестра, трио, квартета, драматических и музыкальных вечеров, лекций по истории музыки, драмы, литературы, сбор еврейских песен и синагогальных мотивов, устройство библиотеки.
Еврейскому обществу было решительно отказано в регистрации.
Позднее, в 1915 году директор народных училищ Терской области потребовал, чтобы материальную заботу о Владикавказском русско-еврейском училище взяло на себя попечительство.
Но когда евреи подали к регистрации Устав «Попечительства о Владикавказском русско-еврейском училище», им было отказано.522 В 1911 году в местное по делам об обществах и союзах Присутствие поступило заявление от осетин С.
Такоева, А.
Канукова, К.
Дигурова и А.
Джанаева-Хетагурова о регистрации Владикавказского осетинского литературно-музыкального драматического кружка, который должен был стать «центром для сближения осетин литераторов, любителей музыки и


[стр.,182]

182 осетинского драматического искусства», содействовать развитию осетинской литературы, музыки, драмы.
Городские осетины готовы были проводить литературные вечера, музыкально-драматические собрания, публичные концерты, драматические представления, семейные вечера.523
Местная администрация, вооруженная циркуляром МВД, отказала обществу в регистрации, определив, что оно «...
имеет целью развитие исключительно осетинской национальности», «направлено к обособлению осетинских национальных интересов», «...
послужит усугублению национальной розни между осетинами и другим населением».524
Аналогичной была ситуация с греческим благотворительным обществом, которое намеревалось взять на себя заботу о бедных грекахгорожанах: снабжать нуждающихся приютом, одеждой, пищей, выдавать денежные пособия нетрудоспособным, содействовать трудоустройству, распространять грамотность путем открытия школ, библиотек, читален и других просветительных учреждений.525 После многочисленных бюрократических придирок к уставу общество так и не было внесено в реестр городских организаций.
Очевидно, благотворительность тоже признавалась угрозой общественному спокойствию, если исходила от «инородцев».
Городские армяне в феврале 1910 года хотели открыть «Владикавказское армянское литературно-художественное общество» с целью изучать армянскую литературу, музыку, драму и искусство, оказывать содействие людям, посвятившим себя изучению армянской литературы и искусству.
Устав предполагал организацию публичных лекций, литературных, музыкально-художественных вечеров, драматических спектаклей, издание популярных произведений и т.п.
Отказ был оформлен в соответствии с правительственным постановлением: «...
при таком характере деятельности, направленной к обособлению армянских национальных интересов, общество несомненно послужит только усугублению национальной розни

[стр.,183]

183 между армянами и прочим населением в ущерб общественному спокойствию и безопасности».526 В июне 1913 года армяне просили открыть в городе филиал «Кавказского Армянского издательского общества», но получили отказ с той же с * } * 7 формулировкой.
Циркуляр МВД предписывал не только запрет на регистрацию новых обществ, но и «...
тщательно ознакомиться с деятельностью уже существующих инородческих обществ и в подлежащих случаях возбудить установленным порядком вопрос об их закрытии».
Владикавказский полицмейстер получил специальное указание от начальника Терской области генерал-майора Степанкова проверить осетинское издательское общество «Ир».
Полицмейстер доносил, что «по собранным негласным сведениям» «движения от указанного общества с целью пробуждения узкого национально-политического самосознания не замечалось», что «за отсутствием средств к существованию оно в данное время приходит в упадок и за последнее время издало лишь несколько брошюр с переводными стихотворениями и мелкими рассказами на осетинском языке».
Тем не менее местной администрации было рекомендовано продолжать негласное наблюдение за деятельностью общества, потому что во главе его стояли
люди «не вполне безупречные в политическом,отношении», примыкающие к партии социалдемократов.
Речь шла о лучших представителях осетинской интеллигенции Симоне Такоеве, Алмахсите Канукове, Харитоне Уруймагове, Саукудзе Тхостове, Махарбеке Туганове.528 Гораздо больше пострадала грузинская в 1909 году Владикавказское отделение «Общества распространения грамотности среди грузинского населения».
В ходе проверки его работы выяснилось, что учителя Владикавказского грузинского училища преподавали на грузинском языке.
Это вовсе не противоречило уставу Тифлисского общества, но приговор, вынесенный Терским областным по делам об обществах и

[Back]