Проверяемый текст
Канукова, Залина Владимировна. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования (Диссертация 2001)
[стр. 96]

Народное гулянье — уникальный культурно-исторический феномен, характерный для крупных российских городов.
Центром традиционного гулянья был балаган, но в связи с введением строгих цензурных ограничений в середине XIX века он постепенно исчезал.
Происходила трансформация народного гулянья, которое превращалось в организованное мероприятие с современными видами художественного творчества и формами массовой культуры.
Такой вариант народного гулянья был воспринят в старовладикавказской культурной среде.
Структура этого действа была довольно динамичной, время вносило в нее новые элементы.
Уже в начале
1880-х годов гулянья проходили с иллюминацией, воздушными шарами, бенгальскими огнями и фейерверками разных видов («Фонтан царя Давидова», «Звезды Кавказа», «Телеграф»).
Народные гулянья, устраиваемые национальными общинами, имели свою специфику, отражавшую духовную культуру этноса.
Они были и своеобразной формой межэтнической коммуникации.
Современники отмечали разнообразие национальных костюмов гуляющей публики, устройство
национальных танцев, в которых участвовали «туземцы и туземные девицы» в костюмах, исполнение «азиатских» песен под барабан и т.п.
В октябре 1913 года в городском зале общественного собрания прошел осетинский вечер, программа которого включала постановку одноактной пьесы на осетинском языке «Не я был, а кот» декламацию стихотворений и других произведений на осетинском и русском языках, а в заключении осетинские и европейские танцы.
Сбор с вечера был передан в фонд по изданию еженедельной газеты на осетинском языке 25°.
Осетинские народные гулянья, организованные в пользу осетинского издательского общества «Ир» в 1917 году, также сочетали национальные и современные формы культуры: постановка оперетты «Фаризат» на осетинском и русском языках, осетинские танцы, «летучая почта», конфетти, продажа книг и цветов.
Или другой вариант: пьеса
«Ирзед» (Калым) 96
[стр. 187]

4> 187 ний в середине XIX века он постепенно исчезал.
Происходила трансформация народного гулянья, которое превращалось в организованное мероприятие с современными видами художественного творчества и формами массовой культуры.
Такой вариант народного гулянья был воспринят в старовладикавказской культурной среде.
Структура этого действа была довольно динамичной, время вносило в нее новые элементы.
Уже в начале"
ч 1880-х годов гулянья проходили с иллюминацией, воздушными шарами, бенгальскими огнями и фейерверками разных видов («Фонтан царя Давидова», «Звезды Кавказа», «Телеграф»).
Именитые пиротехники Шаталович и Николаев принимали заказы на устройство фейерверков.
В 1889 году народное гулянье включало лотерею-аллегри и «живые картины» (кинематограф).
Например, грузинское общество устраивало в городском саду гулянье с лотереей-аллегри и «живыми картинами» в пользу грузинской шко539 лы.
Предметами розыгрыша была швейная машина и жеребец.
В летнее р время в город на каникулы съезжалось много молодежи из разных городов России.
Они устраивали благотворительные мероприятия, чтобы помочь своим малоимущим товарищам оплатить обучение, и привозили с собой новые столичные элементы массовой культуры.540Местная пресса отмечала: «Гулянье, доставляя удовольствие простому народу, дают и хорошую помощь в делах благотворительности, почему весьма желательно возможно частое их повторение».
541 В 1894 году председатель местного Благотворительного общества, супруга начальника области Ю.А.
Каханова устроила гулянье с лотереейр аллегри в пользу детского приюта.
Дети получили занимательные игрушки по лотерейным билетам.
Был приглашен оркестр, песенники СунженскоВладикавказского полка пели под аккомпанемент «неизменного рожка, всегдашнего спутника песен».
Вечер закончился лезгинкой, пускали ракеты.542 Владикавказское Благотворительное общество устраивало костюмированные вечера с танцами, конфетти, серпантином, шоколадными фигу

[стр.,188]

188 рами с сюрпризами.
Из Петербурга выписывались ноты котильонных туров (французских бальных танцев, объединяющих вальс, мазурку, польку и др.
З.К.).543 Общество попечения о сиротах и бедных детях устраивало гулянья с благотворительными базарами с целью оказания помощи дневному убежищу.
На продажу выставлялись изящные работы владикавказских дам и детей, живущих в убежище.
В 1897 году общество ввело в структуру гулянья новый для горожан элемент под названием «почта».
В особых пакетиках заготавливались письма для раздачи желающим за символическую плату.
Письма сортировали сообразно содержанию на несколько групп, учитывая пол, возраст, общественное положение участников игры.
«...
Симпатическая цель базара и оригинальная, еще не бывалая во Владикавказе особенность его, привлекали в этот вечер много посетителей».544 В начале XX века программа народного гулянья включала выступления хоровых коллективов из сада «Фантазия», малорусской капеллы, клоунады с дрессированными собаками.
Позднее в структуру гулянья вошли концертные отделения.
Приведем описание народного гулянья, устроенного в 1915 году в пользу семейств запасных и ратников ополчения.
Начиналось оно с симфонического концерта Терского казачьего войска, затем была разыграна лотерея-аллегри, детская игра «Веревочка» с призами, метание колец на призы.
Работал кинематограф, звучала «туземная» музыка, выступал «хор балалаечников», кабаре.
Горожане имели возможность получить «моментальную фотографию», посмотреть театр ужасов с обозрением ада.
Были организованы буфеты с горячими и холодными закусками, 545 продажа цветов в киосках.
Народные гулянья, устраиваемые национальными общинами, имели свою специфику, отражавшую духовную культуру этноса.
Они были и своеобразной формой межэтнической коммуникации.
Современники отмечали разнообразие национальных костюмов гуляющей публики, устройст


[стр.,189]

189 во национальных танцев, в которых участвовали «туземцы и туземные девицы» в костюмах, исполнение «азиатских» песен под барабан и т.п.546 Грузинское общество в 1917.
году устроило большое гулянье в городском саду в помощь Владикавказскому грузинскому бесплатному училищу.
Сад был иллюминирован, играли румынский оркестр, оркестр Терского казачьего войска, грузинские «сазандари» (как правило, дудук, барабан и гитара), два грузинских хора карталино-кахетинский и имеретино-рачинский.
Национальные танцы и песни исполнялись на призы.
Были устроены и такие современные развлечения как фейерверк и воздушные шары пиротехника Николаева.547 Осетинские народные гулянья, организованные в пользу осетинского издательского общества «Ир» в 1917 году, также сочетали национальные и современные формы культуры: постановка оперетты «Фаризат» на осетинском и русском языках, осетинские танцы, «летучая почта», конфетти, продажа книг и цветов.
Или другой вариант: пьеса
«Ирэед» (Калым) А.
Арисханова на осетинском языке, хор балалаечников, танцы европейские и азиатские, присутствие гостей из осетинских селений.548 Не только общественные организации, но и отдельные лица, занимающиеся благотворительностью, вносили свою лепту в формирование структуры городского досуга.
Следует отметить деятельность горожанок, свободное времяпрепровождение которых не ограничивалось домашней сферой рукоделием, частными уроками «парижской» кройки и шитья, чтением и т.п.
В 1915 году группа «интеллигентных дам» открыла заведение под названием «Чашка чая», где посетителям за символические цены предлагали чай, кофе, пирожные, горячие блюда.
В зале чайной проводились музыкальные вечера, концерты с участием местных любителей.
Это начинание получило поддержку городской публики, охотно посещавшей дамский кружок.
Действительными членами этого общества были только женщины.
Мужчины могли претендовать лишь на почетное членство и только за особые заслуги.
В 1916 году кружок «Чашка чая» обратился в

[Back]