В ноябре 1912 года подали прошение и жители станицы Тарское об утверждении Устава Тарского общества сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности. Целью общества было содействие развитию и усовершенствованию сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности. Среди учредителей общества были Тимофей Бекетов, Григорий Филатов, Николай Шагаров, Павел Болотов, священник Алексей Стефанов и др. Деятельность сельскохозяйственного общества распространялась как на саму станицу Тарскую, так и на прилежащие к ней станицы. К задачам, которые ставило перед собой общество, относились изучение положения различных отраслей сельского хозяйства, определение их нужд и потребностей путем совместного обсуждения; распространение теоретических и практических сведений о сельском хозяйстве с помощью устройства публичных лекций, чтений, способствование в правильной организации сельскохозяйственных предприятий, снабжение необходимыми предметами и помощь при сбыте продукции, создание сельскохозяйственных складов и т.д. Также общество брало на себя задачу организации выставок, аукционов, поощрение за достижения в сельскохозяйственной деятельности медалями и другими печатными наградами 253. Городская интеллигенция проявляла заботу и о бедных детях. Общество народных чтений часто устраивало бесплатные лекции и беседы для малоимущих и неимущих детей, ставило пьесы по мотивам сказок А.С. Пушкина и других известных писателей и поэтов, привлекая местных актеров-любителей. Особой популярностью у детей пользовалась «Белоснежка», в постановке которой принимали участие любительский хор и детский балет 254. Кинематограф «Патэ» бесплатно демонстрировал картины для детей Шалдона, Осетинской слободки, других городских окраин. В целом, состояние культурной среды общества определяется реальным соотношением двух процессов сохранением традиций и 98 |
191 зал, а оставшиеся развернули такую горячую дискуссию, что пришлось вмешаться полиции.553 Городская интеллигенция проявляла заботу и о бедных детях. Общество народных чтений часто устраивало бесплатные лекции и беседы для малоимущих и неимущих детей, ставило пьесы по мотивам сказок А.С. Пушкина и других известных писателей и поэтов, привлекая местных актеров-любителей. Особой популярностью у детей пользовалась «Белоснежка», в постановке которой принимали участие любительский хор и детский балет.554 Кинематограф «Патэ» бесплатно демонстрировал картины для детей Шалдона, Осетинской слободки, других городских окраин. Общество по устройству народных чтений пыталось приобщить бедных детей к подвижным играм на воздухе. Для этой цели было выделено определенное место на территории будущего народного дома, на набережной Терека. Общество ходатайствовало перед городской управой о приобретении качелей и другого инвентаря. Для детей устраивали гимнастические упражнения с музыкальным сопровождением оркестра, а также загородные прогулки. При владикавказском обществе всепомоществования учащимся работал комитет по устройству детских танцевальных вечеров. Анализ документации многочисленных городских обществ показывает, что их учредителями и участниками зачастую были одни и те же лица. Немногочисленная городская интеллигенция, несмотря на высокую социальную активность, не могла обеспечить их полноценную деятельность и даже ставила вопрос об объединении всех организаций в единую общегородскую структуру с расширенной программой. * 192 § 3. Культурная жизнь. Состояние культурной.среды общества определяется реальным соотношением двух процессов сохранением традиций и восприятием инноваций. В полиэтничном городе этнокультурная специфика в сочетании с урбанизационными процессами порождала своеобразную социокультурную ситуацию. Городская культура, представленная театром, музеями, библиотеками и другими стабильными институциональными формами, развивалась в зоне активного межэтнического взаимодействия. Диалогическая природа контактов способствовала обогащению общегородского культурного процесса и развитию национальной культуры владикавказских этнических групп. В 1869 году в городе был основан театр, один из старейших на Северном Кавказе. Впервые вопрос о владикавказском театре был поставлен в августе 1862 года, когда председатель Владикавказского городского суда Лебедев обратился с официальным прошением к Начальнику Терской области о строительстве «каменного красивой архитектуры театрального здания». Поддержав эту инициативу, Начальник Терской области стал убеждать Главнокомандующего Кавказской армией в необходимости основания русского театра, который имел «перед всеми народными увеселениями то громадное преимущество, что в нем единство интереса публики и общения между собой разноплеменных личностей связывается русской речью, в свою очередь составляющею вернейшее средство к скорейшему ассимилированию инородцев с господствующею расою». Начальник Терской области подчеркивал также значение театрального зала как места встречи военного начальства с подчиненными с целью «воспитания патриотических чувств». Театр рассматривался администра |