совместное сотрудничество преподавателей и студентов, которое позволит организовать своего рода творческую лабораторию по развитию эстетической культуры (дифференциация предложенного материала студентами, развитие музыкального мышления, постижение отдельных стилей, жанров и направлений). воспитание слушателя, ценителя музыки, обогащение связей и отношений студентов с миром художественной культуры. Практическая значимость данного проекта: развитие личности студента, которая характеризуется творчеством, свободой, личностной и социальной культурной значимостью. приобщение к искусству будет способствовать постижению субъективной реальности, которое является средством самопознания или самоидентификации (Дж.Дьюи), личностной идентификации (С.Лангер), индивидуализации (Л.Мейер), самоактуализации (А.Маслоу). Критерии, которым не только удовлетворяет данный проект, но и реализуется в Ульяновском государственном педагогическом университете: быть непосредственно связанным с потребностями музыкальной педагогики, ее историей и современностью; содержать множество импульсов для эстетического образования; быть релевантной обществу, в котором функционирует та или иная система музыкального образования. Опыт творческой деятельности обеспечил готовность к поиску решении новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Мы увидели, что студенты могут самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию. Это нашло подтверждение не только в музыкальных образовательных проекта, но и в создании студентами презентаций в программе Power Point, которые отражали ту или иную тему по эстетике. Под методами обучения мы понимаем « систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, Обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения, осуществлению задач образования, 108 |
Эстетический опыт рассматривается как совокупность неутилитарных интуитивно-действенных отношений субъекта к реальности, имеющих созерцательный, игровой, выражающий, изображающий, декорирующий и т.п. характер [53, с. 166]. Эстетически-ориентированному поведению и деятельности предшествует состояние готовности личности к преобразованию окружающего мира по законам Красоты. Компонентами данной готовности выступают: способность к созданию эстетических ценностей в процессе культуротворческой и профессиональной деятельности, умение проектировать эстетические идеи в различных видах деятельности, активность в достижении целей посредством волевой саморегуляции и самоорганизации эстетически-ориентированной деятельности. А.Н. Леонтьев, раскрывая взаимосвязь между мотивационноценностным и деятельностно-поведенческими компонентами структуры эстетических ориентаций личности, подчеркивал, что потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна как бы найти себя в нем. Поскольку потребность находит в предмете свою определенность (опредмечивается), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает её [149,150]. Опыт творческой деятельности обеспечил готовность к поиску решении новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Мы увидели, что студенты могут самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию. Это нашло подтверждение не только в музыкальных образовательных проекта, но и в создании студентами презентаций в программе Power Point, которые отражали ту или иную тему по эстетике. Деятельностный компонент определяет уровень творческого миропреобразования, который проявляется в эстетически-ориентированной деятельности. Содержание данного компонента включает личностно-ценностное отношение специалиста к деятельности по освоению ценностей искусства, а также стремление к самореализации творческих способностей в ней. Неотъ развития общества [264, с.195], научности и связи теории с практикой, принцип развивающего и воспитывающего обучения [95,с. 39], принцип всеобщности эстетического образования и воспитания; принцип органической связи всей эстетической деятельности с жизнью, практикой обновления общества, с процессов формирования мировоззрения и нравственности обучающихся; принцип эстетизации всех сторон жизни; принцип учета возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся. Согласно нашей модели, одним из основных элементов является структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов (компоненты, содержание и критерии см. §2). Средствами формирования эстетической компетентности студентов являются различные виды деятельности (учебная и внеучебная), совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры. Во внеучебной деятельности мы решили предложить студентам создавать свои музыкальные проекты, которые бы звучали бы на большой перемене (30 минут). Целью данного проекта является эстетическое развитие студентов в условиях высшего педагогического образования. Это подразумевает развитие эстетических ориентаций у студентов, актуализацию процесса восхождения личности к ценностям культуры, стремление через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни [48], своей педагогической деятельности. Работа над проектом позволяет приобрести эстетический опыт, постигнуть реальность искусства через презентацию образцов человеческих чувств. Проект направлен на: совместное сотрудничество преподавателей и студентов, которое позволит организовать своего рода творческую лабораторию по развитию эстетической культуры (дифференциация предложенного материала студентами, развитие музыкального мышления, постижение отдельных стилей, жанров и направлений). воспитание слушателя, ценителя музыки, обогащение связей и отношений студентов с миром художественной культуры. Практическая значимость данного проекта: развитие личности студента, которая характеризуется творчеством, свободой, личностной и социальной культурной значимостью. приобщение к искусству будет способствовать постижению субъективной реальности, которое является средством самопознания или самоидентификации (Дж.Дьюи), личностной идентификации (С.Лангер), индивидуализации (Л.Мейер), самоактуализации (А.Маслоу). Критерии, которым не только удовлетворяет данный проект, но и реализуется в Ульяновском государственном педагогическом университете: быть непосредственно связанным с потребностями музыкальной педагогики, ее историей и современностью; содержать множество импульсов для эстетического образования; быть релевантной обществу, в котором функционирует та или иная система музыкального образования. Опыт творческой деятельности обеспечил готовность к поиску решении новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Мы увидели, что студенты могут самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию. Это нашло подтверждение не только в музыкальных образовательных проекта, но и в создании студентами презентаций в программе Power Point, которые отражали ту или иную тему по эстетике. Под методами обучения мы понимаем « систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, Обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения, осуществлению задач образования, воспитания и развития [151]. В системе обще дидактических методов обучения И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационно-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). При организации процесса формирования эстетической компетентности мы использовали следующие методы: |