Проверяемый текст
Соболева, Алла Петровна; Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза (Диссертация 2005)
[стр. 110]

восприятии план содержания в значительной степени автономен относительно плана выражения» [244, с.
204] При использовании аудио и видео материалов мы опирались на концепции В.П.
Беспалько, А.Ф.
Еремеева, В.В.
Петрусинского, Д.Н.Узнадзе, которые обращали внимание на сильную связь между установкой на восприятие и самим процессом восприятия.
Мы исходили из того, что основополагающей категорией в данном процессе будет выступать категория «художественный
образ».
Это связано с тем, что передать художественную информацию вне художественного образа какими-то иными средствами невозможно.
Художественный образ служит постижению жизни (его познавательнооценочная содержательная сторона), передаче полученной информации обществу (коммуникативная сторона) и воздействию на воспринимающих в нужном обществу (или той или иной социальной группе) направлении (побудительно-практическая сторона).
Иными словами, художественная модель одновременно должна соответствовать оригиналу, строиться в зависимости от особенностей восприятия, быть общественно необходимой и направленной: в ней сливаются цели, возможности, средства и условия освоения действительности в искусстве.
Следует обратить внимание ещё на один аспект художественного образа.
В художественном содержании любого произведения реализуется миропроявление, которое раскрывает мысли человека (сфера миропонимания).
Произведение искусства дает понимание мира не как готовый результат, а как процесс, организованный художником, чтобы воспринимающий повторял за ним ход его мысли (миростроение).
Порождаемое искусством чувство дает более высокое, организованное, упорядоченное, подлинно человеческое переживание мира (миропереживание).
У слушателя и зрителя при знакомстве с художественным произведением возникает ощущение, что в нем выражены его мысли и чувства, что он сам там есть (мироощущение).
Человек не просто через искусство оказывается втянутым в ситуацию бытия, но он не может не реагировать на происходящее (мироотношение) [91,92,93].

110
[стр. 110]

• информационно-рецептивный (получение знаний через лекцию, из учебной и методической литературы, через аудио и видео материалы).
Для того чтобы научить студентов применять свои знания, мы используем на занятиях аудио и видео материалы, которые раскрывают ту или иную теоретическую часть темы по эстетике.
Сегодня особое место в формировании духовного мира человека занимает аудиовизуальная культура и от педагога зависит, какой материал необходимо отобрать [54,100,110,127,210,236, 246,249,251,252,265].
Известно, что значительный массив информации, по некоторым данным до 95%, получается человеком посредством зрительного восприятия.
[244, с.215].
Уже одно это обстоятельство требует существенной адаптации и согласования зрительного и умозрительного, осознанного, восприятии и переработки информации.
Все процессы вербально-логического, прежде всего письменного, изложения и выражения смысла и значения, также требуют взаимной координации зрительной и познавательной активности.
Некоторые психологи, исследующие процессы зрительного восприятия, отмечают близость и структурное подобие зрения и осознания.
Так А.Д.
Логвиненко прямо пишет, что «смотрение» есть взаимопереходы образа восприятия в образ сознания» [244, с.202], что в своей сущности эти образы восприятия и сознания есть «управляемый внимание процесс презентации тех или иных элементов перцептивного образа» [244, с.203].
Более того, он высказывает интересную и очень глубокую мысль о том, что «онтологический статус зрительного образа имеет много общего с онтологическим статусом слова нашего естественного языка.
Так же, как и в естественном языке, в восприятии план содержания в значительной степени автономен относительно плана выражения» [244, с.
204] При использовании аудио и видео материалов мы опирались на концепции В.П.
Беспалько, А.Ф.
Еремеева, В.В.
Петрусинского, Д.Н.Узнадзе, которые обращали внимание на сильную связь между установкой на восприятие и самим процессом восприятия.
Мы исходили из того, что основополагающей категорией в данном процессе будет выступать категория «художе


[стр.,111]

ственный образ».
Это связано с тем, что передать художественную информацию вне художественного образа какими-то иными средствами невозможно.
Художественный образ служит постижению жизни (его познавательнооценочная содержательная сторона), передаче полученной информации обществу (коммуникативная сторона) и воздействию на воспринимающих в нужном обществу (или той или иной социальной группе) направлении (побудительно-практическая сторона).
Иными словами, художественная модель одновременно должна соответствовать оригиналу, строиться в зависимости от особенностей восприятия, быть общественно необходимой и направленной: в ней сливаются цели, возможности, средства и условия освоения действительности в искусстве.
Следует обратить внимание ещё на один аспект художественного образа.
В художественном содержании любого произведения реализуется миропроявление, которое раскрывает мысли человека (сфера миропонимания).
Произведение искусства дает понимание мира не как готовый результат, а как процесс, организованный художником, чтобы воспринимающий повторял за ним ход его мысли (миростроение).
Порождаемое искусством чувство дает более высокое, организованное, упорядоченное, подлинно человеческое переживание мира (миропереживание).
У слушателя и зрителя при знакомстве с художественным произведением возникает ощущение, что в нем выражены его мысли и чувства, что он сам там есть (мироощущение).
Человек не просто через искусство оказывается втянутым в ситуацию бытия, но он не может не реагировать на происходящее (мироотношение) [91,92,93].

Восприятие художественного образа пробуждает в душе зрителя особое эмоциональное напряжение: 1устанавливает ассоциативные связи с конкретным художественным и жизненным опытом зрителя; 2) вызывает сопереживание с героем и автором.
Для этого студент должен обладать навыками анализа и синтеза, остротой реакции на поток зрительных образов (наличие зрительной памяти), 3) умение преодолевать в себе стереотипность вое

[Back]