Проверяемый текст
Соболева, Алла Петровна; Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза (Диссертация 2005)
[стр. 16]

16 Сегодня следует обратить внимание еще на одну науку, с которой самым непосредственным образом тесно связано эстетическое образование это акмеология.
Идеи акмеологического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве высказывались многими философами.
Воспитание и образование возникают и развиваются в недрах человеческого общества как объективная необходимость.
В отечественной педагогической науке существуют самостоятельные категории образование, воспитание.
Исходя из этого, можно предположить, что такое разделение должно быть проведено и в эстетической области.
Наиболее часто в педагогической науке употребляется понятие «эстетическое воспитание» (М.А.Верб, Н.И.Киященко, В.Т.Лисовский, Б.Т.Лихачев, М.Ф.Овсянников, В.А.Сластенин), которое определяется как формирование эстетического отношения человека к действительности,
приобщение к эстетическим ценностям, развитие способности к эстетическому восприятию, переживанию, эстетического вкуса, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и в любой деятельности.
Б.Т.Лихачев, например, так характеризует эстетическое воспитание: «Эстетическое воспитание процесс, который совершается под влиянием самых различных жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами» [152, с.
263].
Необходимо, по мнению Б.Т.Лихачева, научить изменять мир и не просто перестраивать его, а творить по «законам красоты».
В эстетическом словаре дается такое определение эстетического воспитания: «Эстетическое воспитание формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.
В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям» [266, с.424].
[стр. 4]

буют усиления эстетического образования, изменения форм акмеологических, педагогических и психологических методик, а также самого его содержания.
Из сказанного можно сделать вывод, что реформирование образовательной системы России требует от высшей школы подготовки специалиста компетентного не только в профессиональном плане, но и в эстетическом отношении.
Решить данную проблему невозможно без обращения к идеям акмеологического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве (A.A.Бодалев, A.A.
Деркач, В.Г Зазыкин)..
Наиболее интересными для нас представляются те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека как субъекта деятельности (А.А.Деркач).
Поэтому обращение к теме исследования «Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педвузов» является особенно актуальным.
Состояние проблемы исследования.
В настоящее время в отечественной акмеологической, психологической и педагогической литературе недостаточно рассмотрены идеи изучения формирования компетентностей, особенно это касается эстетической компетентности.
Поэтому остро назрела необходимость реализации новых целей подготовки специалиста, содержания его образования, эффективного использования технологий формирования эстетической компетентности, объективных измерителей и методов оценивания её сформированности.
Различные аспекты профессиональной компетентности представляют сферу научных интересов многих специалистов: И.Р.
Алтуниной, В.В.
Богданова, A.A.
Бодалева, A.A.
Деркача, В.Г.
Зазыкина, Н.В.
Кузьминой, Л.Г.
Лаптева, А.К.
Марковой, В.Г.
Михайловского, A.B.
Моложавенко, Ю.В.
Мрякиной, М.А.
Петухова, Е.В.
Прозоровой, И.И.
Серегиной и др.


[стр.,17]

Глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 1.
Генезис педагогического знания об эстетическом образовании.
Формирование эстетической компетентности студентов мы рассматриваем как результат эстетического образования, что позволяет по-новому взглянуть на содержание образования, его методов и технологий, сформировать систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
[107,с.12].
Эстетическое образование принадлежит двум областям человеческой деятельности эстетике как философской науке, и педагогике как наукам, намечающим конкретные пути и методы претворения эстетических идей в практике образования в педагогическом процессе.
Изучение философской и педагогической литературы показывает, что эстетическое образование рассматривается как составная часть развития личности.
[20,23,57,110,127, 128].
Сегодня следует обратить внимание еще на одну науку, с которой самым непосредственным образом тесно связано эстетическое образование это акмеология.
Идеи акмеологического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве высказывались многими философами.
Воспитание и образование возникают и развиваются в недрах человеческого общества как объективная необходимость.
В отечественной педагогической науке существуют самостоятельные категории образование, воспитание.
Исходя из этого, можно предположить, что такое разделение должно быть проведено и в эстетической области.
Наиболее часто в педагогической науке употребляется понятие «эстетическое воспитание» (М.А.Верб, Н.И.Киященко, В.Т.Лисовский, Б.Т.Лихачев, М.Ф.Овсянников, В.А.Сластенин), которое определяется как формирование эстетического от


[стр.,18]

ношения человека к действительности, приобщение к эстетическим ценностям, развитие способности к эстетическому восприятию, переживанию, эстетического вкуса, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и в любой деятельности.
Б.Т.Лихачев, например, так характеризует эстетическое воспитание: «Эстетическое воспитание процесс, который совершается под влиянием самых различных жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами» [152, с.
263].
Необходимо, по мнению Б.Т.Лихачева, научить изменять мир и не просто перестраивать его, а творить по «законам красоты».
В эстетическом словаре дается такое определение эстетического воспитания: «Эстетическое воспитание формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.
В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям» [266, с.424].

Один из представителей системного подхода к воспитанию И.П.Подласый дает такое определение эстетического воспитания: «Эмоциональное (эстетическое) воспитание ещё один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкус у воспитанников» [195, с.
160].
Приведем ещё некоторые определения эстетического воспитания: эстетическое воспитание воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности в природе, в общественной жизни, в труде, в явлениях искусства (В.Н.
Шацкая) [127.]; есть процесс, в котором формируется умение ценить, чувствовать и понимать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и героическое, высокое и низменное в явлениях самой действительности, че

[Back]