мирование культуры свободного времени оказывает семья, окружение студента и вся система учебно-воспитательного процесса в университете. Контент-анализ студенческих работ показывает, что после просмотра видеофрагментов, у них появляется желание просмотреть данное произведение целиком, а лучше приобрести его в свою коллекцию, чтобы рассказать о нем близким и друзьям. Кафедра философии и культурологии УлГПУ предоставляет студентам возможность взять домой компакт-диски и видеофильмы. Теоретически спроектированные нами технологии нацелены на реализацию в ходе вузовской подготовки, во-первых, возможности оперативной обратной связи и педагогической коррекции в процессе формирования эстетической компетентности студентов за счет педагогических процедур контроля и диагностики. Во-вторых, взаимосвязи с адекватным акмеологическим и педагогическим обеспечением обучения. В-третьих, взаимосвязи с направлениями социокультурной деятельности студента в обществе, в связи с чем, применяются активные акмеологические методы и средства, способствующие прогрессивному личностно-профессиональному развитию, формированию у студентов творческой активности и социально-нравственных способов действий и взаимодействий, выработке навыков самообразования и саморегуляции. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ В экспериментальной работе подтвердилось, что уровень теоретической подготовки к освоению эстетических отношений, сформировавшиеся потребности их освоения, готовность к восприятию эстетических ценностей и преобразованию мира, а также установка на эстетическое саморазвитии личности при акмеологическом и педагогическом анализе объективно выступают в качестве основных критериев сформированности эстетической компетентности в процессе обучения будущих педагогов в вузе. Выделены три уровня сформированности эстетической компетентности студентов: интуи173 |
мирование культуры свободного времени оказывает семья, окружение студента и вся система учебно-воспитательного процесса в университете. Контент-анализ студенческих работ показывает, что после просмотра видеофрагментов, у них появляется желание просмотреть данное произведение целиком, а лучше приобрести его в свою коллекцию, чтобы рассказать о нем близким и друзьям. Кафедра философии и культурологии УлГПУ предоставляет студентам возможность взять домой компакт-диски и видеофильмы. Теоретически спроектированные нами технологии нацелены на реализацию в ходе вузовской подготовки, во-первых, возможности оперативной обратной связи и педагогической коррекции в процессе формирования эстетической компетентности студентов за счет педагогических процедур контроля и диагностики. Во-вторых, взаимосвязи с адекватным акмеологическим и педагогическим обеспечением обучения. В-третьих, взаимосвязи с направлениями социокультурной деятельности студента в обществе, в связи с чем, применяются активные акмеологические методы и средства, способствующие прогрессивному личностно-профессиональному развитию, формированию у студентов творческой активности и социально-нравственных способов действий и взаимодействий, выработке навыков самообразования и саморегуляции. 2.3. Уровни сформированности эстетической компетентности студентов. Экспериментальная часть исследования выполнена на базе Ульяновского государственного педагогического университета. Для решения приоритетных задач были выбраны три экспериментальные группы (Э1, Э2, ЭЗ) и одна контрольная (К) группа студентов. Экспериментальную выборку составили студенты учебных групп 5 курса. В Э1 вошли группы отделения «физика и информатика» и «Физика и на практике для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты. 3. В результате исследования разработана структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов, которая представлена мотивационным, когнитивным, деятельностно-поведенческим, ценностно-смысловым, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами, включающими, соответственно эстетические знания, установку на эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические ориентации, эстетический опыт, эстетически-ориентированную деятельность, самооценку и другие функционально-составляющие. В числе интегральных критериев выделены: формирование эстетической потребности, теоретическая подготовка, направленность на освоение эстетических ценностей, умение проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах человеческой деятельности, осознание ответственности за результаты своей деятельности, потребность в эстетическом саморазвитии. Анализ сущностных характеристик эстетической компетентности позволил в качестве основных выделить функции адаптации, развития, самоопределения, самореализации и самоутверждения. 4. Акмеологическая модель формирования эстетической компетентности студентов, включающая такие компоненты, как социальный заказ, цель, задачи, принципы, структурно-функциональную характеристику (компоненты, содержание, критерии), технологию формирования (акмеологические технологии, средства, методы, приемы), комплекс условий (акмеологические, педагогические, организационные), акмеологическое сопровождение и уровни сформированное™ эстетической компетентности студентов. 5. В опытной работе подтвердилось, что уровень теоретической подготовки к освоению эстетических отношений, сформировавшиеся потребности их освоения, готовность к восприятию эстетических ценностей и преобразованию мира, а также установка на эстетическое саморазвитии личноста при акмеологическом и педагогическом анализе объективно выступают в качест ве основных критериев сформированности эстетической компетентности в процессе обучения будущих педагогов в вузе. Выделены три уровня сформированности эстетической компетентности студентов: интуитивнорепродуктивный, сознательно-реконструктивный и креативный; определены социально-психологические показатели уровней сформированности эстетической компетентности студентов в вузе. 6. В результате экспериментального исследования определен комплекс условий (акмеологических, педагогических, организационных), выполнение которых способствует формирования эстетической компетентности студентов. Разработан алгоритм формирования эстетической комптентности студентов. 7. Позитивные итоги формирующего эксперимента позволили констатировать, что в процессе реализации алгоритма формирования эстетической компетентности студентов произошли заметные изменения в формировании мотивационного, когнитивного, деятельностно-поведенческого, ценностного ориентационного, эмоционально-волевого и рефлексивного компонентов эстетической компетентности студентов. Усилилась мотивация приобщения как к эстетическим ценностям, так и к эстетической деятельности. Проявилось стремление студентов создавать новые творческие проекты. В целом, в экспериментальных группах произошел заметный переход большинства студентов с интуитивно-репродуктивного на сознательнореконструктивный и креативный уровень сформированности эстетической компетентности. Студенты экспериментальной выборки стали проявлять большую эмоциональную отзывчивость в процессе восприятия произведений искусств, у них отмечены позитивные изменения в развитии навыков эстетической оценки, возрос уровень развития эстетического вкуса, зафиксирована устойчивая мотивация к эстетическому самосовершенствованию. Итоги исследования свидетельствуют, что алгоритм формирования эстетической компетентности студентов работает, выдвинутая гипотеза исследования доказана, поставленные акмеологические и педагогические задачи |