19 ходимые эстетические знания. Оно должно научить их самостоятельно понимать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д., а значит, и уметь соответственно действовать [60, с. 29]. В работах Н.И. Киященко предлагается оценивать состояние современной эстетики и ее прикладного раздела теории эстетического воспитания, как отрасли философского знания в зависимости от состояния гуманитарного знания. «Поскольку в любом явлении культуры, как нам представляется, мы видим воплощение достигнутого уровня знаний человека, другими словами, гуманитарного знания, включающего в себя не только знания о человеке, но и о любых материальных и духовных объектах, системах общественного устройства и общественных отношений или системах методов познания, накопления знания в жизненном опыте или системе видов и способов действий и деятельности человека, направленной на реализацию этих знаний [127, с.52]. Таким образом, в гуманитарное знание, знание человека о мире мы включаем: отрефлектированное знание ученого о мире (научное мировоззрение) и знание, почерпнутое из повседневного опыта (обыденное мировоззрение), опирающегося прежде всего на знание традиций, обрядов, обычаев, определяющих социально-психологические особенности и характер того или иного народа, духовный строй его жизни. Эти виды знания обязательно предполагают и выработку способов передачи их от поколения к поколению (опыт обучения, образования и воспитания коммуникационное знание)»[127, 129]. В работе В.В.Бычкова [53] обращается внимание на место, роль и значимость эстетического опыта в жизни человека и общества. Эстетика косвенно указывает путь, на котором человек может хотя бы временно вырваться из сферы глобальной социально-утилитарной зависимости, детерминированной конкретными жизненными условиями и ощутить свои сущностную причастность к духовным сферам бытия; пережить состояние личной свободы, гармонии и абсолютной полноты жизни. |
его чаще является подготовка обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством. Эстетическое образование тесно взаимодействует с эстетическим воспитанием. Оно обеспечивает теоретическую и практическую основу эстетического воспитания, а также осуществляется в отличие от художественного образования не только в специальных художественных учреждениях, а в процессе непосредственного обучения и воспитания личности в различных образовательных учреждениях. Исследуя философскую, эстетическую и педагогическую литературу, мы обратили внимание, что эстетическое образование и воспитание чаще всего употребляются вместе [20, с.53]. Отмечается, что эстетическое образование и воспитание единый процесс. Они взаимодействуют, но одновременно, отличаются некоторыми особенностями. Эстетическое образование, отмечает Г.З.Апресян, как и любой вид образования,это систематическое, продуманное и целенаправленное обращение к мысли, к сознанию людей. Смысл и цель такого образования состоят в том, чтобы давать людям необходимые эстетические знания. Оно должно научить их самостоятельно понимать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д., а значит, и уметь соответственно действовать [60, с. 29]. В работах Н.И. Киященко предлагается оценивать состояние современной эстетики и ее прикладного раздела теории эстетического воспитания, как отрасли философского знания в зависимости от состояния гуманитарного знания. «Поскольку в любом явлении культуры, как нам представляется, мы видим воплощение достигнутого уровня знаний человека, другими словами, гуманитарного знания, включающего в себя не только знания о человеке, но и о любых материальных и духовных объектах, системах общественного устройства и общественных отношений или системах методов познания, накопления знания в жизненном опыте или системе видов и способов действий и деятельности человека, направленной на реализацию этих знаний [127, с.52]. 21 Таким образом, в гуманитарное знание, знание человека о мире мы включаем: отрефлектированное знание ученого о мире (научное мировоззрение) и знание, почерпнутое из повседневного опыта (обыденное мировоззрение), опирающегося прежде всего на знание традиций, обрядов, обычаев, определяющих социально-психологические особенности и характер того или иного народа, духовный строй его жизни. Эти виды знания обязательно , предполагают и выработку способов передачи их от поколения к поколению (опыт обучения, образования и воспитания коммуникационное знание)»[127, 129]. В работе В.В.Бычкова [53] обращается внимание на место, роль и значимость эстетического опыта в жизни человека и общества. Эстетика косвенно указывает путь, на котором человек может хотя бы временно вырваться из сферы глобальной социально-утилитарной зависимости, детерминированной конкретными жизненными условиями и ощутить свои сущностную причастность к духовным сферам бытия; пережить состояние личной свободы, гармонии и абсолютной полноты жизни. В Российской педагогической энциклопедии есть только раздел эстети* ческое воспитание, где всего несколько слов отводится эстетическому образованию: «Эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетической деятельности; указываются цели эстетического воспитания и образования» [215]. Следует отметить, что много усилий принимается по разработке программ по художественному образованию представителями творческих союзов. Программа Б.М. Неменского (изобразительное искусство), Д.Б. Кабалев# ского (музыка) вошли в жизнь школы. Исследовательским центром Эстетического воспитания в РАО (НИИ ХВ) разработаны программы по духовной музыке, углубленному изучению литературы, по художественному образова♦ |