22 Осознание значимости эстетического образования и воспитания прошло ряд этапов развития. Исследования, посвященные истории развития эстетики [51,79, 108,108,113,127,143,155,156,157], доказывают, что первоначально эстетическое знание было частью общефилософских размышлений о мире, что особое место отводилось роли и значимости эстетического опыта в жизни человека и общества. Эстетический опыт, как совокупность неутилитарных отношений с действительностью, с глубокой древности присущ человеку (является сущностным качеством его природы) и получил свое выражение в протоэстетической практике архаического человека в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства или художественного, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного потребления и т.п. В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание, развиваясь вместе с духовно-эмоциональным развитием человека, наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. И уже в древней Индии, древнем Китае, Древней Греции стали появляться специал*ные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Концепции возникновения космоса (по др.-греч.ковтов означает помимо мироздания украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания (мимесис у древних греков) в искусстве фактически стали первым этапом рефлексии эстетического сознания, первыми шагами к возникновению эстетики. С первыми следами значимого осознания эстетического опыта мы встречаемся у пифагорейцев, которые с необычайной пристальностью относились к жизнестроительным возможностям музыкального воспитания. С помощью музыки можно воздействовать на душу человека и врачевать человеческие нравы и страсти, в результате восстанавливается гармония душев |
23 во взаимодействии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного бытия личности и её профессиональной и экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности [87, с.27] « Прослеживая эволюцию взглядов на эстетическое образование в истории философской и педагогической мысли, мы исходили из следующих положений: ф Первое состоит в том, что общие идеи эстетического образования и воспитания нашли широкое освещение в разных философских и педагогических системах [108,109,113,]. Второе заключается в том, что эстетическое отношение к миру объединяет все духовные силы человека: ощущения, эмоции, интеллект, волю, воображение, т.е. является целостным чувственно-образным и идейноэмоциональным отношением, духовно утверждающим человека в действительности, и оно есть познавательно-оценочное, творческое и коммуникативное [50,51,54,72, 92,118,127]. Осознание значимости эстетического образования и воспитания про* шло ряд этапов развития. Исследования, посвященные истории развития эстетики [51,79, 108,108,113,127,143,155,156,157], доказывают, что первоначально эстетическое знание было частью общефилософских размышлений о мире, что особое место отводилось роли и значимости эстетического опыта в жизни человека и общества. Эстетический опыт, как совокупность неутилитарных отношений с действительностью, с глубокой древности присущ человеку (является сущностным качеством его природы) и получил свое выражение в протоэстетической практике архаического человека в первых попытках создания тех • феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства или художественного, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного потребления и т.п. В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание, развиваясь вместе с духовно-эмоциональным развитием человека, наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. И уже в древней Индии, древнем Китае, Древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Концепции возникновения космоса (по др.-греч.ковтов означает помимо мироздания украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания (мимесис у древних греков) в искусстве фактически стали первым этапом рефлексии эстетического сознания, первыми шагами к возникновению эстетики. С первыми следами значимого осознания эстетического опыта мы встречаемся у пифагорейцев, которые с необычайной пристальностью относились к жизнестроительным возможностям музыкального воспитания. С помощью музыки можно воздействовать на душу человека и врачевать человеческие нравы и страсти, в результате восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала. Целью музыки для них являлось не удовольствие, а служение добродетели. Эти идеи активно вошли в античную эстетику. Мыслители античности (Демокрит, Протагор, Сократ), выдвигали принцип воспитания природосообразности, подчеркивали роль труда, то, что впоследствии привлечет внимание и социалистов-утопистов, и великих педагогов Нового времени Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, других. Главной задачей воспитания они считали воспитание нравственности, а главным средством убеждение. Сократ разработал культуру слова и создал риторико-формальный тип образования —всесторонне развитого человека, умеющего красноречиво говорить на любую тему, который, пережив античность с новой силой, расцвел в гуманистической школе, классической гимназии. Заметим, что такой путь эстетического воспитания и образования на основе поэзии и литерату |