Проверяемый текст
Соболева, Алла Петровна; Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза (Диссертация 2005)
[стр. 23]

23 ных способностей в том виде, как они были сначала.
Целью музыки для них являлось не удовольствие, а служение добродетели.
Эти идеи активно вошли в античную эстетику.
Мыслители античности (Демокрит, Протагор, Сократ), выдвигали принцип воспитания природосообразности, подчеркивали роль труда, то, что впоследствии привлечет внимание и социалистов-утопистов, и великих педагогов Нового времени Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, других.
Главной задачей воспитания они считали воспитание нравственности, а главным средством убеждение.
Сократ разработал культуру слова и создал риторико-формальный тип образования всесторонне развитого человека, умеющего красноречиво говорить на любую тему, который, пережив античность с новой силой, расцвел в гуманистической школе, классической гимназии.
Заметим, что такой путь эстетического воспитания и образования на основе поэзии и литературы
характерен для российского образования XIX века.
Необходимо учитывать, что ораторское искусство в широком социокультурном контексте представляет собой не просто публичные выступления или способность к красноречию, а выступает в качестве одного из действенных и непосредственных способов формирования общественного мнения и становления совокупного, в рамках определенного сообщества, субъекта духовной и практической деятельности.
Кстати, в образовательном контексте сущность демократии состоит в развитии диалоговых, субъект-субъектных форм и способов деятельности, а также в становлении качественно нового совокупного субъекта деятельности, способного к самоорганизации, принятию решений, самостоятельной деятельности и саморазвитию.
От периода античности берет начало идея формирования классического идеала человека, выраженная в понятии «калокагатии», характеризующем триединство истины, добра и красоты.
Сегодня эта идея тесно связана с выбором субъектом личностных стандартов и эталонов, которые являются «образом-целью» развития.
Как точно подметил A.A.
Деркач [87, с.
120] у разви
[стр. 24]

В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание, развиваясь вместе с духовно-эмоциональным развитием человека, наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни.
И уже в древней Индии, древнем Китае, Древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления.
Концепции возникновения космоса (по др.-греч.ковтов означает помимо мироздания украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания (мимесис у древних греков) в искусстве фактически стали первым этапом рефлексии эстетического сознания, первыми шагами к возникновению эстетики.
С первыми следами значимого осознания эстетического опыта мы встречаемся у пифагорейцев, которые с необычайной пристальностью относились к жизнестроительным возможностям музыкального воспитания.
С помощью музыки можно воздействовать на душу человека и врачевать человеческие нравы и страсти, в результате восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала.
Целью музыки для них являлось не удовольствие, а служение добродетели.
Эти идеи активно вошли в античную эстетику.
Мыслители античности (Демокрит, Протагор, Сократ), выдвигали принцип воспитания природосообразности, подчеркивали роль труда, то, что впоследствии привлечет внимание и социалистов-утопистов, и великих педагогов Нового времени Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, других.
Главной задачей воспитания они считали воспитание нравственности, а главным средством убеждение.
Сократ разработал культуру слова и создал риторико-формальный тип образования —всесторонне развитого человека, умеющего красноречиво говорить на любую тему, который, пережив античность с новой силой, расцвел в гуманистической школе, классической гимназии.
Заметим, что такой путь эстетического воспитания и образования на основе поэзии и литерату


[стр.,25]

ры характерен для российского образования XIX века.
Необходимо учитывать, что ораторское искусство в широком социокультурном контексте представляет собой не просто публичные выступления или способность к красноречию, а выступает в качестве одного из действенных и непосредственных способов формирования общественного мнения и становления совокупного, в рамках определенного сообщества, субъекта духовной и практической деятельности.
Кстати, в образовательном контексте сущность демократии состоит в развитии диалоговых, субъект-субъектных форм и способов деятельности, а также в становлении качественно нового совокупного субъекта деятельности, способного к самоорганизации, принятию решений, самостоятельной деятельности и саморазвитию.
От периода античности берет начало идея формирования классического идеала человека, выраженная в понятии «калокагатии», характеризующем триединство истины, добра и красоты.
Сегодня эта идея тесно связана с выбором субъектом личностных стандартов и эталонов, которые являются «образом-целью» развития.
Как точно подметил A.A.
Деркач [87, с.120] у развивающейся
личности цели, эталоны и стандарты постоянно изменяются, возвышая свой уровень.
Платон рассуждает о красоте, искусствах и о доставляемом ими удовольствии [194].
Он считал, что посредством произведений искусства формируются характеры в соответствии с идеей блага и был не склонен пренебрегать действенной стороной художественной деятельности.
Поиски путей самореализации личности, раскрытия её потенциала осуществлялись практически всегда.
К примеру, базовое акмеологическое понятие о самореализации творческого потенциала личности тесно связано в смысловом отношении с понятием «самодвижения», введенного Платоном.
Аристотель одним из первых в истории эстетической мысли связал сферу эстетического с удовольствием, чистым, высоким наслаждением, вне которого не мыслится вообще сфера эстетического опыта.
Он стремился по

[Back]