24 вающейся личности цели, эталоны и стандарты постоянно изменяются, возвышая свой уровень. Платон рассуждает о красоте, искусствах и о доставляемом ими удовольствии [194]. Он считал, что посредством произведений искусства формируются характеры в соответствии с идеей блага и был не склонен пренебрегать действенной стороной художественной деятельности. Поиски путей самореализации личности, раскрытия её потенциала осуществлялись практически всегда. К примеру, базовое акмеологическое понятие о самореализации творческого потенциала личности тесно связано в смысловом отношении с понятием «самодвижения», введенного Платоном. Аристотель одним из первых в истории эстетической мысли связал сферу эстетического с удовольствием, чистым, высоким наслаждением, вне которого не мыслится вообще сфера эстетического опыта. Он стремился показать, что такое удовольствие является союзником высокого благородства и разума и свидетельствует о полноте реализации человека в жизни. Аристотель видел в искусстве источник формирования высших духовных способностей человека, его ума, чувств, сопереживаний и «строгих вкусов», В средние века, когда официально церковь властвовала над всем, в том числе над образованием и воспитанием, когда христианство, по сути, являлось педагогическим движением морально-религиозного направления, эстетическое воспитание и образование было в поле зрения культурной политики религиозных организаций. Это жесткое регламентирование эстетических впечатлений, направленных отвратить от мирской суеты, от античного гедонистического и элитарного эстетизма, однозначности переживания христианской службы. Церковь выдвигает два требования к искусству: во-первых, все искусства должны способствовать непосредственному постижению той или иной ступени красоты, или приобщению человека к духовным, в частности философски-религиозным ценностям, во-вторых, искусство должно оказывать |
ры характерен для российского образования XIX века. Необходимо учитывать, что ораторское искусство в широком социокультурном контексте представляет собой не просто публичные выступления или способность к красноречию, а выступает в качестве одного из действенных и непосредственных способов формирования общественного мнения и становления совокупного, в рамках определенного сообщества, субъекта духовной и практической деятельности. Кстати, в образовательном контексте сущность демократии состоит в развитии диалоговых, субъект-субъектных форм и способов деятельности, а также в становлении качественно нового совокупного субъекта деятельности, способного к самоорганизации, принятию решений, самостоятельной деятельности и саморазвитию. От периода античности берет начало идея формирования классического идеала человека, выраженная в понятии «калокагатии», характеризующем триединство истины, добра и красоты. Сегодня эта идея тесно связана с выбором субъектом личностных стандартов и эталонов, которые являются «образом-целью» развития. Как точно подметил A.A. Деркач [87, с.120] у развивающейся личности цели, эталоны и стандарты постоянно изменяются, возвышая свой уровень. Платон рассуждает о красоте, искусствах и о доставляемом ими удовольствии [194]. Он считал, что посредством произведений искусства формируются характеры в соответствии с идеей блага и был не склонен пренебрегать действенной стороной художественной деятельности. Поиски путей самореализации личности, раскрытия её потенциала осуществлялись практически всегда. К примеру, базовое акмеологическое понятие о самореализации творческого потенциала личности тесно связано в смысловом отношении с понятием «самодвижения», введенного Платоном. Аристотель одним из первых в истории эстетической мысли связал сферу эстетического с удовольствием, чистым, высоким наслаждением, вне которого не мыслится вообще сфера эстетического опыта. Он стремился по казать, что такое удовольствие является союзником высокого благородства и разума и свидетельствует о полноте реализации человека в жизни. Аристотель видел в искусстве источник формирования высших духовных способностей человека, его ума, чувств, сопереживаний и «строгих вкусов». В средние века, когда официально церковь властвовала над всем, в том числе над образованием и воспитанием, когда христианство, по сути, являлось педагогическим движением морально-религиозного направления, эстетическое воспитание и образование было в поле зрения культурной политики религиозных организаций. Это жесткое регламентирование эстетических впечатлений, направленных отвратить от мирской суеты, от античного гедонистического и элитарного эстетизма, однозначности переживания христианской службы. Церковь выдвигает два требования к искусству: во-первых, все искусства должны способствовать непосредственному постижению той или иной ступени красоты, или приобщению человека к духовным, в частности философски-религиозным ценностям, во-вторых, искусство должно оказывать прямое эмоционально-эстетическое воздействие на субъект восприятия. Таким образом, средневековое эстетическое знание основывалось на вере и развивалось вокруг центральной религиозной знаковой теории (А.Августин, Ф.Аквинский) [34,53,69,108,109,156]. Светское искусство нашло слабое отражение. Однако, некоторые новые проблемы эстетика средневековья все же поставила, они связаны с развитием художественной культуры данного периода, что нашло отражение в рыцарском искусстве трубадуров, труверов, миннезингеров [53,69 ,108,109]. Эстетическая мысль данного периода характеризуется сближением философии, искусства и педагогики, сближением эстетического, этического и интеллектуального. Новым качеством средневекового знания становится систематическое психологическое самонаблюдение, самоанализ, самовоспитание собственного душевного мира. |