29 с религией и философией прежде всего как средство познания и самопознания абсолютной идеи. Для нас так же важна его мысль, что в своем воздействии на людей художественное произведение способно изменять их ценностные ориентации [66,67] В XIX веке широкую известность получила деятельность педагогов И.Ф. Гербарта, Ф. Фребеля, К. Бенеке и А. Дистервега, развивших принцип природосообразности воспитания и положения о гармоничном развитии личности. Плодотворными оказались развернутые Ф.Фребелем представления о значении творческого развития детей в их самостоятельных действиях, игровом созидании «форм красоты» под влиянием природы. В рамках традиции «индивидуалистической педагогики» И.Ф. Гербарт рассматривал развитие представлений и чувств ребенка как средство воспитания способностей у этической самооценке и «очищению» (подобно античной теории катарсиса). Д.Дьюи сформулировал теорию о накоплении эстетического опыта и обогащении выразительных эстетических качеств личности [112]. В России идеи эстетического воспитания и образования осваивались педагогической теорией с 17 века, главным образом в связи с использованием в воспитательной практике художественной литературы и в связи с курсами риторики. В начале XIX века русская эстетическая мысль вступила в принципиально новый по внутреннему смыслу и характеру период своей истории. В результате реформ системы образования (1803-1804 гг.) в русских университетах (Московском, Харьковском, Казанском), педагогических институтах лицеях, университетских пансионах и гимназиях был введен обязательный для гуманитарного профиля курс эстетики. О необходимости для каждого образованного и мыслящего человека познать основы эстетики, в которой «философским оком» рассматриваются законы красоты и всеобщие основания изящных искусств, уже в 1784 г. писал Н.И.Новиков. Программы двухгодичных курсов эстетики, читавшихся в русских высших учебных заведени |
30 ческого духа человека поднимается до неутилитарного, незаинтересованного, бескорыстного созерцания, творческой свободной игры своими высшими способностями, сопровождающейся и завершающейся эстетическим удо* вольствием. Ключевую позицию в эстетике Канта занимает проблема специфики эстетического суждения, что представляет для нас интерес [123, 124]. Немецкая классическая философия, которую занимала главным обраф зом проблема научно-теоретического познания, не случайно сделала акцент на роль искусства в развитии чувственности как необходимого компонента теоретического познания природы и истории Г.В.Ф.Гегель определил в качестве предмета эстетики область искусства, а точнее художественное творчество. Искусство понималось как одна из существенных форм самораскрытия абсолютного духа в акте художественной деятельности. Соответственно, главную цель искусства он видел в выражении истины, которая на данном уровне актуализации духа практически отождествлялась им с прекрасным. Он рассматривает искусство в одном ряду с религией и философией прежде всего как средство познания и самопозна№ ния абсолютной идеи. Для нас так же важна его мысль, что в своем воздействии на людей художественное произведение способно изменять их ценностные ориентации [66,67] В XIX веке широкую известность получила деятельность педагогов И.Ф. Гербарта, Ф. Фребеля, К. Бенеке и А. Дистервега, развивших принцип природосообразности воспитания и положения о гармоничном развитии личности. Плодотворными оказались развернутые Ф.Фребелем представления о значении творческого развития детей в их самостоятельных действиях, игровом созидании «форм красоты» под влиянием природы. В рамках традиции • «индивидуалистической педагогики» И.Ф. Гербарт рассматривал развитие представлений и чувств ребенка как средство воспитания способностей у этической самооценке и «очищению» (подобно античной теории катарсиса). « Д.Дьюи сформулировал теорию о накоплении эстетического опыта и обогащении выразительных эстетических качеств личности [112]. В России идеи эстетического воспитания и образования осваивались педагогической теорией с 17 века, главным образом в связи с использованием в воспитательной практике художественной литературы и в связи с курсами риторики. В начале XIX века русская эстетическая мысль вступила в принципиально новый по внутреннему смыслу и характеру период своей истории. В результате реформ системы образования (1803-1804 гг.) в русских университетах (Московском, Харьковском, Казанском), педагогических институтах лицеях, университетских пансионах и гимназиях был введен обязательный для гуманитарного профиля курс эстетики. О необходимости для каждого образованного и мыслящего человека познать основы эстетики, в которой «философским оком» рассматриваются законы красоты и всеобщие основания изящных искусств, уже в 1784 г. писал Н.И.Новиков. Программы двухгодичных курсов эстетики, читавшихся в русских высших учебных заведениях, свидетельствуют об углубленной разработке внутренней проблематики новой академической дисциплины. Структура этих курсов включала установление её специфики как самостоятельной науки и её «отношения к философии», обзор основных этапов её развития, рассмотрение узловых эстетических понятий, природы искусства и его отношения к действительности, художественной одаренности и творческого процесса. Первыми преподавателями эстетики и энтузиастами эстетического просвещения стали П.А. Сохацкий, М.Г. Гаврилов, А.Ф. Мерзляков (в Москве), И.И. Мартынов (в Петербурге), И.С.Рижский и Л.Г. Якоб (в Харькове), П.С Кондарев и В.М. Перевощиков (в Казани). Таким образом, уже в 1800-1810-е годы эстетика становится органическим компонентом системы высшего и среднего образования, а вместе с тем неотъемлемой частью прогрессивной духовной культуры русского общества [125,136,158]. |