Проверяемый текст
Соболева, Алла Петровна; Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза (Диссертация 2005)
[стр. 30]

30 ях, свидетельствуют об углубленной разработке внутренней проблематики новой академической дисциплины.
Структура этих курсов включала установление её специфики как самостоятельной науки и её «отношения к философии», обзор основных этапов её развития, рассмотрение узловых эстетических понятий, природы искусства и его отношения к действительности, художественной одаренности и творческого процесса.
Первыми преподавателями эстетики и энтузиастами эстетического просвещения стали П.А.
Сохацкий, М.Г.
Гаврилов, А.Ф.
Мерзляков (в Москве), И.И.
Мартынов (в Петербурге), И.С.Рижский и Л.Г.
Якоб (в Харькове), П.С Кондарев и В.М.
Перевощиков (в Казани).
Таким образом, уже в 1800-1810-е годы эстетика становится органическим компонентом системы высшего и среднего образования, а вместе с тем неотъемлемой частью прогрессивной духовной культуры русского общества [125,136,158].

Для русской эстетической мысли 19 века характерно рассмотрение искусства в перспективе широких насущных социальных проблем (В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.
Чернышевский).
Белинский пришел к убеждению, что в эстетике достоинство знания проверяется его отношениями к жизни, что важность теоретических вопросов зависит от их отношения к действительности.
[36,с.118].
Н.Г.Чернышевский учитывал зависимость эстетических представлений от тех особенностей жизни людей, которые связаны с многообразием национальных форм общественного бытия.
Тем не менее, эстетическое воспитание и образование в течение многих десятилетий ограничивалось сложившейся системой классического образования.
Основой эстетической позиции Л.Н.Толстого является стремление к духовному возрождению.
Сущность искусства, по мнению Л.Н.Толстого, заключается в его нравственном содержании, глубине мысли, в духовном воздействии.
Вызывает интерес его мысль о том, что искусство основано на способности человека «заражаться» выраженными при помощи внешних знаков чувствами.
Заразительность подлинного искусства раскрывается в качестве
[стр. 31]

Д.Дьюи сформулировал теорию о накоплении эстетического опыта и обогащении выразительных эстетических качеств личности [112].
В России идеи эстетического воспитания и образования осваивались педагогической теорией с 17 века, главным образом в связи с использованием в воспитательной практике художественной литературы и в связи с курсами риторики.
В начале XIX века русская эстетическая мысль вступила в принципиально новый по внутреннему смыслу и характеру период своей истории.
В результате реформ системы образования (1803-1804 гг.) в русских университетах (Московском, Харьковском, Казанском), педагогических институтах лицеях, университетских пансионах и гимназиях был введен обязательный для гуманитарного профиля курс эстетики.
О необходимости для каждого образованного и мыслящего человека познать основы эстетики, в которой «философским оком» рассматриваются законы красоты и всеобщие основания изящных искусств, уже в 1784 г.
писал Н.И.Новиков.
Программы двухгодичных курсов эстетики, читавшихся в русских высших учебных заведениях, свидетельствуют об углубленной разработке внутренней проблематики новой академической дисциплины.
Структура этих курсов включала установление её специфики как самостоятельной науки и её «отношения к философии», обзор основных этапов её развития, рассмотрение узловых эстетических понятий, природы искусства и его отношения к действительности, художественной одаренности и творческого процесса.
Первыми преподавателями эстетики и энтузиастами эстетического просвещения стали П.А.
Сохацкий, М.Г.
Гаврилов, А.Ф.
Мерзляков (в Москве), И.И.
Мартынов (в Петербурге), И.С.Рижский и Л.Г.
Якоб (в Харькове), П.С Кондарев и В.М.
Перевощиков (в Казани).
Таким образом, уже в 1800-1810-е годы эстетика становится органическим компонентом системы высшего и среднего образования, а вместе с тем неотъемлемой частью прогрессивной духовной культуры русского общества [125,136,158].


[стр.,32]

Для русской эстетической мысли 19 века характерно рассмотрение искусства в перспективе широких насущных социальных проблем (В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.
Чернышевский).
Белинский пришел к убеждению, что в эстетике достоинство знания проверяется его отношениями к жизни, что важность теоретических вопросов зависит от их отношения к действительности.
[36,с.118].
Н.Г.Чернышевский учитывал зависимость эстетических представлений от тех особенностей жизни людей, которые связаны с многообразием национальных форм общественного бытия.
Тем не менее, эстетическое воспитание и образование в течение многих десятилетий ограничивалось сложившейся системой классического образования.
Основой эстетической позиции Л.Н.Толстого является стремление к духовному возрождению.
Сущность искусства, по мнению Л.Н.Толстого, заключается в его нравственном содержании, глубине мысли, в духовном воздействии.
Вызывает интерес его мысль о том, что искусство основано на способности человека «заражаться» выраженными при помощи внешних знаков чувствами.
Заразительность подлинного искусства раскрывается в качестве
своеобразной иллюзии читателя, зрителя, слушателя, проявляющейся в том, что они сами испытывают те чувства или действия, которые как бы «угашены» в данном художественном произведении.
Гуманистические философские и эстетические идеи акмеологического содержания о самосовершенствовании, рефлексии человека отражены в трудах B.C.
Соловьева, Н.О.
Лосского, А.Ф.
Лосева.
Сформировавшиеся в русской эстетической мысли гуманистические тенденции нашли продолжение в педагогике XX века у A.C.
Макаренко, В.А.
Сухомлинского, С.Т.
Шацкого, В.Н.
Шацкой [160,240].
С первых дней Советской власти разрабатывалась программа эстетического всеобуча, которая, на наш взгляд целесообразно следовала накопленному педагогическому опыту и делилась на три части: производительный труд, учение основам наук и

[Back]