Проверяемый текст
Соболева, Алла Петровна; Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза (Диссертация 2005)
[стр. 52]

52 взаимосвязи между индивидами (они проявляются через потребности и интересы) и миром.
Источником эстетической активности личности являются эстетические потребности.
Потребность «испытываемая нужда в чем-то» [142, с.158.], «внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость человека и животных от конкретных условий существования» [62, с.61], «внутреннее состояние, выражающее зависимость живого организма от конкретных условий существования» [215, с.
177].
По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные, материальные и духовные (к которым относятся и потребности эстетические), социальные [65] (см.
Приложение 2 рис.2) Потребности характеризуются следующими признаками: • любая потребность имеет свой предмет, т.е.
она всегда есть осознание нужды в чем-то; • всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она повторяется;
• потребность обладает способностью воспроизводиться.
В психолого-педагогической литературе существуют разнообразные взгляды и мнения относительно структуры потребностей человека.
Наиболее интересной нам представляется пирамида человеческих потребностей представителя гуманистического направления в западной психологии А.Маслоу, представленная на рис.З (см.
Приложение 2).
Эстетические потребности относятся к области духовных, и хотя, по теории А.Маслоу, находятся на верхнем уровне в иерархической пирамиде, зарождаются у человека (хотя это и не сразу им осознается) с его первым соприкосновением с внешним миром.
Потребность сложное опосредованное явление, возникновению которого предшествует определенный подготовительный период взаимодействия объективных и субъективных факторов развития личности.
[стр. 53]

бы побуждает индивида «перенести объект в субъект» [247, с.
19], т.е.
предопределяет и целеполагает его устремления и действия в направлении имеющейся потребности.
Сами же потребности Д.Н.
Узнадзе делит на субстанциональные (в них побудительный стимул находится в предметном мире вне данной системы) и функциональные (стимул внутри системы) [247].
Например, в первом случае, для того чтобы утолить жажду нужна вода, во втором, в силу того, что человек это существо, уже наделенное известным опытом, энергией, жизненными силами, просто возникает тяга к какой-либо активности, идущей, так сказать, изнутри, спонтанно.
Совокупность зависимостей от среды, от прошлого опыта индивида и его состояния, от потребного предмета сказывается на характере установки, которая оказывается не статическим, а динамическим состоянием субъекта, его психофизиологических сил, дает ему определенный настрой.
От установки зависит включение механизмов взаимосвязи между индивидами (они проявляются через потребности и интересы) и миром.
Источником эстетической активности личности являются эстетические потребности.
Потребность «испытываемая нужда в чем-то» [142, с.
158.], «внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость человека и животных от конкретных условий существования» [62, с.61], «внутреннее состояние, выражающее зависимость живого организма от конкретных условий существования» [215, с.
177].
По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные, материальные и духовные (к которым относятся и потребности эстетические), социальные [65] (см.
Приложение 2 рис.2) Потребности характеризуются следующими признаками: • любая потребность имеет свой предмет, т.е.
она всегда есть осознание нужды в чем-то; • всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она повторяется;


[стр.,54]

• потребность обладает способностью воспроизводиться.
В психолого-педагогической литературе существуют разнообразные взгляды и мнения относительно структуры потребностей человека.
Наиболее интересной нам представляется пирамида человеческих потребностей представителя гуманистического направления в западной психологии А.Маслоу, представленная на рис.З (см.
Приложение 2).
Эстетические потребности относятся к области духовных, и хотя, по теории А.Маслоу, находятся на верхнем уровне в иерархической пирамиде, зарождаются у человека (хотя это и не сразу им осознается) с его первым соприкосновением с внешним миром.
Потребность сложное опосредованное явление, возникновению которого предшествует определенный подготовительный период взаимодействия объективных и субъективных факторов развития личности.

Рассматривая эстетическую потребность, мы должны помнить, что узловым понятием эстетики является эстетическое отношение (эстетическое отношение охватывает все без исключения сферы взаимодействия между людьми и между человеком и природой: эстетический аспект обнаруживается во всех видах человеческой деятельности) мы должны помнить, что оно представляет собой сложное образование (Приложение 1).
Формирование эстетических потребностей непрекращающийся процесс, который осуществляется на всем протяжении развития личности [173].
«Эстетическая потребность есть объективная необходимость», читаем мы в работе А.Ф.
Еремеева [92, с.
220].
Она складывается тогда, когда возникающая в общественной жизни эстетическая ценность вступает в отношения с тем или иным социальным субъектом, ибо в зависимости от нее, в зависимости от ориентации на неё, её осознания, и формируется его деятельность.
При любом субъекте эстетическая потребность первоначально и прежде всего выступает как необходимость строить социальную деятельность в соответствии с объективно складывающимися эстетическими ценностями.
В то же время

[Back]