Проверяемый текст
Соболева, Алла Петровна; Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза (Диссертация 2005)
[стр. 61]

служит исходной точкой для осуществления дальнейших действий.
И здесь аксиологический уровень эстетического отношения перерастает в ценностноориентационный.
Если попытаться определить основные компоненты этого процесса, то можно будет выделить три важнейших момента: а) вырабатывается критерий, мерило, направляющий дальнейшую эстетическую деятельность, б) в соответствии с этим критерием посредством системы проб и ошибок отыскивается наиболее оптимальные план дальнейших преобразовательных действий; кроме того, в) полученные на гносеологическом и аксиологическом уровнях эстетического отношения образы (категории) и оценки именно здесь приобретают практическую направленность, меняется аспект их раскрытия преимущественная направленность на объект познания и оценки сменяется преимущественной направленностью на объект преобразования.
Ценностная ориентация, как бы она тесно не была связана с жизнью и какой бы практической эффективностью ни обладала, все же целиком относится к сфере сознания, в то время как материально-практический (креативный компонент образования) относится к сфере материальной деятельности.
В любом проявлении материального преобразования действительности
эстетический аспект возникает не как технический, технологический, экономический и другие подобные аспекты, а всегда как аспект социальный.
К.Маркс рассматривал «практическое созидание предметного мира» как «самоутверждение человека» [165.С.158)].
И одним из важнейших проявлений этого самоутверждения он считал способность человека к формированию «материи также и по законам красоты» [165, с.
158].

Следует особо обратить внимание студентов, что эстетическое отношение отличается и по субъектам его формирования (общество, нация, малая социальная группа, личность), по качественному своеобразии (прекрасное, трагическое, комическое) и по способу существования (эстетический вкус, идеал, взгляд, отношение).
Особо следует остановиться на эстетическом идеале и вкусе.
Они есть результат, с одной стороны, усвоения индивидом или социальной группой предшествующего социального опыта, а с другой стороны, приобщения от61
[стр. 62]

служит исходной точкой для осуществления дальнейших действий.
И здесь аксиологический уровень эстетического отношения перерастает в ценностноориентационный.
Если попытаться определить основные компоненты этого процесса, то можно будет выделить три важнейших момента: а) вырабатывается критерий, мерило, направляющий дальнейшую эстетическую деятельность, б) в соответствии с этим критерием посредством системы проб и ошибок отыскивается наиболее оптимальные план дальнейших преобразовательных действий; кроме того, в) полученные на гносеологическом и аксиологическом уровнях эстетического отношения образы (категории) и оценки именно здесь приобретают практическую направленность, меняется аспект их раскрытия преимущественная направленность на объект познания и оценки сменяется преимущественной направленностью на объект преобразования.
Ценностная ориентация, как бы она тесно не была связана с жизнью и какой бы практической эффективностью ни обладала, все же целиком относится к сфере сознания, в то время как материально-практический (креативный компонент образования) относится к сфере материальной деятельности.
В любом проявлении материального преобразования действительности эстетический аспект возникает не как технический, технологический, экономический и другие подобные аспекты, а всегда как аспект социальный.
К.Маркс рассматривал «практическое созидание предметного мира» как «самоутверждение человека» [165.С.158)].
И одним из важнейших проявлений этого самоутверждения он считал способность человека к формированию «материи также и по законам красоты» [165, с.
158].
Следует особо обратить внимание студентов, что эстетическое отношение отличается и по субъектам его формирования (общество, нация, малая социальная группа, личность), по качественному своеобразии (прекрасное, трагическое, комическое) и по способу существования (эстетический вкус, идеал, взгляд, отношение).
Особо следует остановиться на эстетическом идеале и вкусе.
Они есть результат, с одной стороны, усвоения индивидом или социальной группой предшествующего социального опыта, а с другой стороны, приобщения от


[стр.,86]

ний Министерства общего и профессионального образования РФ, показывают, что степень ориентированности студентов на духовно-нравственные ценности стоит в обратной зависимости от их адаптации в современных экономических условиях.
Современное реформирование высшей школы ставит задачу вернуть общечеловеческим ценностям приоритетные места в сознании студентов, не отвергая того, что личность студента должна быть одновременно и прагматичной, владеющей новыми технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний.
Следует ещё раз напомнить, что ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую форму регуляции поведения и деятельности человека, основанную на саморегуляции и самоорганизации посредством свободного выбора ценностей в процессе самоопределения [188, с.95].
Сформированные ценностные ориентации позволяют человеку избирательно относиться к окружающим явлениям, проявлять надситуативную активность, наиболее адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную ценность (для себя), но и объективную (для всех), то есть ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества.
Ценностные ориентации помогают опосредовать связь личность с миром и другими людьми, одновременно представляя собой механизм индивидуализации и социализации.
В любом проявлении материального преобразования действительности
возникает эстетический аспект.
И здесь уместно напомнить студентам высказывание К.
Маркса, который рассматривал «практическое созидание предметного мира» как «самоутверждение человека» [165, с.158].
И одним из важнейших проявлений этого самоутверждения он считал способность человека к формированию «материи также и по законам красоты».
[165, с.158].

Изменение объектов по эстетическим меркам выступает как отношение, которое раскрывает богатство человеческого развития и определяется как преобразование мира.
В данном преобразовании находит процесс начавшийся на

[Back]