дельного человека или малой социальной группы к тем критериям, что выработаны большой социальной группой (общество, нация). В работах В.В. Бычкова, А.Ф. Еремеева, М.С. Кагана обращается внимание на то, что эстетический идеал и вкус служат мерилом эстетической ценности. Отметим, прежде всего, что идеал возникает и действует на основе разума, а вкус на базе чувства. В связи с этим эстетический идеал всегда осознанный, осмысленный подход к эстетической ценности; любое вынесенное посредством него суждение может быть рационально объяснено. Во вкусе многое неосознанно, интуитивно. Отмеченная особенность вызывает неизбежное следствие: идеал всегда внешнее мерило, которое накладывается на оцениваемое явление. Он сам есть абстракция из множества показаний эстетического опыта. Вкус всегда внутренне мерило, эстетическая ценность при её восприятии и одновременно возникающем отношении к ней становится внутренним состоянием субъекта; ценность словно реконструируется в нем, оказывается актуальным проявлением человека. Существуют ещё три взаимосвязанных между собой и обусловленных друг другом вида идеального бытия эстетического интерес, цель, программа (проект) эстетической деятельности. Эстетический интерес побуждает субъекта к деятельности. И раз человек способен к «переработке предметного мира» [93,142], то он стремится активно влиять на окружающий мир, но, будучи наделенным сознанием, он не совершает немедленные действия под влиянием непосредственной физической потребности, а определяет цель и составляет идеальную модель свой деятельности. Но человек не ограничивается идеальным представлением о результатах своих действий, он существо производящее, и поэтому вполне естественно, что постановка цели не оказывается конечным пунктом его усилий, а является переходной стадией, стимулирующей выработку программы (проекта) действий по её материализации. Эстетический проект содержит выбор вида деятельности по достижению эстетической цели, средства, которые будут употреблены, план по их реализа62 |
дельного человека или малой социальной группы к тем критериям, что выработаны большой социальной группой (общество, нация). В работах В.В. Бычкова, А.Ф. Еремеева, М.С. Кагана обращается внимание на то, что эстетический идеал и вкус служат мерилом эстетической ценности. Отметим, прежде всего, что идеал возникает и действует на основе разума, а вкус на базе чувства. В связи с этим эстетический идеал всегда осознанный, осмысленный подход к эстетической ценности; любое вынесенное посредством него суждение может быть рационально объяснено. Во вкусе многое неосознанно, интуитивно. Отмеченная особенность вызывает неизбежное следствие: идеал всегда внешнее мерило, которое накладывается на оцениваемое явление. Он сам есть абстракция из множества показаний эстетического опыта. Вкус всегда внутренне мерило, эстетическая ценность при её восприятии и одновременно возникающем отношении к ней становится внутренним состоянием субъекта; ценность словно реконструируется в нем, оказывается актуальным проявлением человека. Существуют ещё три взаимосвязанных между собой и обусловленных друг другом вида идеального бытия эстетического интерес, цель, программа (проект) эстетической деятельности. Эстетический интерес побуждает субъекта к деятельности. И раз человек способен к «переработке предметного мира» [93,142], то он стремится активно влиять на окружающий мир, но, будучи наделенным сознанием, он не совершает немедленные действия под влиянием непосредственной физической потребности, а определяет цель и составляет идеальную модель свой деятельности. Но человек не ограничивается идеальным представлением о результатах своих действий, он существо производящее, и поэтому вполне естественно, что постановка цели не оказывается конечным пунктом его усилий, а является переходной стадией, стимулирующей выработку программы (проекта) действий по её материализации. Эстетический проект содержит выбор вида деятельности по достижению эстетической цели, средства, которые будут употреблены, план по их реализа |