должна быть олицетворена образом конкретной личности. Лишь в таком случае "срабатывает" идентификационный механизм происходит проекция собственных возможностей на предстоящий образ и последующее отождествление с ним. A.C. Запесоцкий [99] обращает внимание, что созерцаемый идеал, обостряя внутриличностное противоречие между должным и сущим, активизирует мощную энергию самостроительства, способствует пониманию жизненного предназначения человека. И процесс этот вполне закономерен, ибо сущность человека это деятельная активность бытия, она может проявляться только в движении к совершенству, экзистенциальной полноте, абсолюту. Понять свое призвание это увидеть лучшее в самом себе как проекцию извне, убедиться, что твоя сущность не исчерпывается "личными пределами", но является как бы продолжением того Высшего, которому человек предстоит [37,81]. Идентификационные механизмы играют особую роль в воспитании, суть которого заключается в пробуждении "нравственного инстинкта" своеобразной "духовной доминанты", которая "собирает" и объединяет в единый образ человеческие мысли, ценности, нормы, определяет его поступки и жизненную стратегию. Формирующаяся в результате идентификации внутриличностная "духовная доминанта" это его способность к максимальной концентрации и преодолению внутренних трудностей и внешних препятствий. Мы считаем, что в таком качестве следует рассматривать условия формирования целостного образа личности в единстве трех ипостасей человека: единство с самим собой (тождественное отражение своей собственной природы рода); коммуникативное единство человека с миром значимых других (формируется в результате внутреннего синтеза и преображения всей совокупности, воспринимаемых форм своего "инобытия" тех смысловых сущностей, которые возникают в системе коммуникации субъекта и становятся для него "зеркалом", отражающим и тем самым "удваивающим" его способности); единство с идеалом, т.е. образ как "след" проекции на личность высших и опредме71 |
должна быть олицетворена образом конкретной личности. Лишь в таком случае "срабатывает" идентификационный механизм происходит проекция собственных возможностей на предстоящий образ и последующее отождествление с ним. A.C. Запесоцкий [99] обращает внимание, что созерцаемый идеал, обостряя внутриличностное противоречие между должным и сущим, активизирует мощную энергию самостроительства, способствует пониманию жизненного предназначения человека. И процесс этот вполне закономерен, ибо сущность человека это деятельная активность бытия, она может проявляться только в движении к совершенству, экзистенциальной полноте, абсолюту. Понять свое призвание это увидеть лучшее в самом себе как проекцию извне, убедиться, что твоя сущность не исчерпывается "личными пределами", но является как бы продолжением того Высшего, которому человек предстоит [37,81]. Идентификационные механизмы играют особую роль в воспитании, суть которого заключается в пробуждении "нравственного инстинкта" своеобразной "духовной доминанты", которая "собирает" и объединяет в единый образ человеческие мысли, ценности, нормы, определяет его поступки и жизненную стратегию. Формирующаяся в результате идентификации внутриличностная "духовная доминанта" это его способность к максимальной концентрации и преодолению внутренних трудностей и внешних препятствий. Мы считаем, что в таком качестве следует рассматривать условия формирования целостного образа личности в единстве трех ипостасей человека: единство с самим собой (тождественное отражение своей собственной природы рода); коммуникативное единство человека с миром значимых других (формируется в результате внутреннего синтеза и преображения всей совокупности, воспринимаемых форм своего "инобытия" тех смысловых сущностей, которые возникают в системе коммуникации субъекта и становятся для него "зеркалом", отражающим и тем самым "удваивающим" его способности); единство с идеалом, т.е. образ как "след" проекции на личность высших и опредме |