В работе H.H. Никитиной [188] дается подробный анализ рефлексивного компонента культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. Обращается внимание на то, что способность к рефлексии изначально присуща человеческой природе и связана с развитием его самосознания, выделения себя из окружающего мира в качестве суверенного, отличного от других «Я», которое само является результатом рефлексии, отображения самого себя в сознании человека. Осознавая себя как целостное «Я», человек включает в процесс рефлексии все, что содержит его внутренний мир: знания, мысли, чувства, ценности, смыслы, свои отношения с окружающими и т.д. Из всех существующих в психологии типов рефлексии [188, с. 139] для нас, прежде всего, важно понимание роли и специфики экзистенциальной и личностной рефлексии как способности личности сделать именно себя предметом специального рассмотрения и практического преобразования. Д.А.Леонтьев, рассматривая специфику смысловых образований личности как движение от смыслоосознания и смыслообразования к смыслостроительству, отмечает специфику экзистенциальной рефлексии в каждой их этих форм смысловых процессов [188]. Осознание это направленная не столько на самого себя, сколько на мир рефлексивная работа сознания, цель которой решение «задачи на смысл», то есть определение места объектов и явлений в жизнедеятельности субъекта, осознание не только своих собственных смысловых структур, но и смысловых связей с окружающим миром. В результате данной работы происходит смыслообразование включение данных объектов и явлений в систему смысловых связей, жизненный мир субъекта. Таким образом, экзистенциальная рефлексия носит, с одной стороны, ценностный характер (в том числе и эстетический), а с другой требует интеллектуальной работы, связанной с необходимостью расширения контекста осмысления, подключения новых смысловых контекстов. Смыслостроительство связано с переосмысление, перестройкой старых смысловых отношений, возникающей в различных критических ситуациях. 76 |
В работе H.H. Никитиной [188] дается подробный анализ рефлексивного компонента культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. Обращается внимание на то, что способность к рефлексии изначально присуща человеческой природе и связана с развитием его самосознания, выделения себя из окружающего мира в качестве суверенного, отличного от других «Я», которое само является результатом рефлексии, отображения самого себя в сознании человека. Осознавая себя как целостное «Я», человек включает в процесс рефлексии все, что содержит его внутренний мир: знания, мысли, чувства, ценности, смыслы, свои отношения с окружающими и т.д. Из всех существующих в психологии типов рефлексии [188, с. 139] для нас, прежде всего, важно понимание роли и специфики экзистенциальной и личностной рефлексии как способности личности сделать именно себя предметом специального рассмотрения и практического преобразования. Д.А.Леонтьев, рассматривая специфику смысловых образований личности как движение от смыслоосознания и смыслообразования к смыслостроительству, отмечает специфику экзистенциальной рефлексии в каждой их этих форм смысловых процессов [188]. Осознание это направленная не столько на самого себя, сколько на мир рефлексивная работа сознания, цель которой решение «задачи на смысл», то есть определение места объектов и явлений в жизнедеятельности субъекта, осознание не только своих собственных смысловых структур, но и смысловых связей с окружающим миром. В результате данной работы происходит смыслообразование включение данных объектов и явлений в систему смысловых связей, жизненный мир субъекта. Таким образом, экзистенциальная рефлексия носит, с одной стороны, ценностный характер (в том числе и эстетический), а с другой требует интеллектуальной работы, связанной с необходимостью расширения контекста осмысления, подключения новых смысловых контекстов. Смыслостроительство связано с переосмысление, перестройкой старых смысловых отношений, возникающей в различных критических ситуациях. |