взаимодействии с окружающим миром на основе теории возвышения потребностей. На основе анализа исследований теории возвышения потребностей в педагогике [169] мы можем предположить, что возвышение потребностей есть преобразование внутреннего мира личности под воздействием осознания, принятия ценностей. Проводя аналогию с понятием процесса формирования эстетических ориентаций, мы можем определить его как процесс возвышения эстетических потребностей, результатом которого становится восхождение личности к эстетическим ценностям. Усвоение личностью ценностей поддерживается нормами общества и выступает в её ценностных ориентациях, закрепляемых жизненным опытом индивида. Сложившиеся устойчивые ценностные ориентации проявляются в типе деятельности и поведения, обеспечивают направленность потребностей и интересов. Важнейшим методологическим принципом анализа механизма формирования ценностного сознания является также объяснение его как необходимого момента деятельности человека. Подтверждение сказанному труды польского эстетика А. Кучиньской. М.С. Кагана и других. Человек существует лишь постольку, поскольку активно и целенаправленно овладевает внешним миром, преобразует его в соответствии со своими постоянно развивающимися и обогащающимися потребностями. Категория деятельности раскрывает специфику сугубо человеческого пребывания в мире, обуславливающего необходимость ценностного отражения действительности [115, с.167]. Для нас важно понимание деятельности как целенаправленного практического отношения к миру, его активного изменения и преобразования. Человеческая деятельность требует особого духовного освоения мира, отражения реальности не только такой, какой она существует, но и такой, какой она должна быть для удовлетворения потребностей человека. Результаты социологических исследований российской системы образования, проведенных в 1995-2000 гг. Центром социологических исследова84 |
взаимодействии с окружающим миром на основе теории возвышения потребностей. На основе анализа исследований теории возвышения потребностей в педагогике [169] мы можем предположить, что возвышение потребностей есть преобразование внутреннего мира личности под воздействием осознания, принятия ценностей. Проводя аналогию с понятием процесса формирования эстетических ориентаций, мы можем определить его как процесс возвышения эстетических потребностей, результатом которого становится восхождение личности к эстетическим ценностям. Усвоение личностью ценностей поддерживается нормами общества и выступает в её ценностных ориентациях, закрепляемых жизненным опытом индивида. Сложившиеся устойчивые ценностные ориентации проявляются в типе деятельности и поведения, обеспечивают направленность потребностей и интересов. Важнейшим методологическим принципом анализа механизма формирования ценностного сознания является также объяснение его как необходимого момента деятельности человека. Подтверждение сказанному труды польского эстетика А. Кучиньской. М.С. Кагана и других. Человек существует лишь постольку, поскольку активно и целенаправленно овладевает внешним миром, преобразует его в соответствии со своими постоянно развивающимися и обогащающимися потребностями. Категория деятельности раскрывает специфику сугубо человеческого пребывания в мире, обуславливающего необходимость ценностного отражения действительности [115, с. 167]. Для нас важно понимание деятельности как целенаправленного практического отношения к миру, его активного изменения и преобразования. Человеческая деятельность требует особого духовного освоения мира, отражения реальности не только такой, какой она существует, но и такой, какой она должна быть для удовлетворения потребностей человека. Результаты социологических исследований российской системы образования, проведенных в 1995-2000 гг. Центром социологических исследова |