ний Министерства общего и профессионального образования РФ, показывают, что степень ориентированности студентов на духовно-нравственные ценности стоит в обратной зависимости от их адаптации в современных экономических условиях. Современное реформирование высшей школы ставит задачу вернуть общечеловеческим ценностям приоритетные места в сознании студентов, не отвергая того, что личность студента должна быть одновременно и прагматичной, владеющей новыми технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний. Следует ещё раз напомнить, что ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую форму регуляции поведения и деятельности человека, основанную на саморегуляции и самоорганизации посредством свободного выбора ценностей в процессе самоопределения [188, с.95]. Сформированные ценностные ориентации позволяют человеку избирательно относиться к окружающим явлениям, проявлять надситуативную активность, наиболее адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную ценность (для себя), но и объективную (для всех), то есть ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества. Ценностные ориентации помогают опосредовать связь личность с миром и другими людьми, одновременно представляя собой механизм индивидуализации и социализации. В любом проявлении материального преобразования действительности возникает эстетический аспект. И здесь уместно напомнить студентам высказывание К. Маркса, который рассматривал «практическое созидание предметного мира» как «самоутверждение человека» [165, с. 158]. И одним из важнейших проявлений этого самоутверждения он считал способность человека к формированию «материи также и по законам красоты». [165, с. 158]. Изменение объектов по эстетическим меркам выступает как отношение, которое раскрывает богатство человеческого развития и определяется как преобразование мира. В данном преобразовании находит процесс начавшийся на 85 |
служит исходной точкой для осуществления дальнейших действий. И здесь аксиологический уровень эстетического отношения перерастает в ценностноориентационный. Если попытаться определить основные компоненты этого процесса, то можно будет выделить три важнейших момента: а) вырабатывается критерий, мерило, направляющий дальнейшую эстетическую деятельность, б) в соответствии с этим критерием посредством системы проб и ошибок отыскивается наиболее оптимальные план дальнейших преобразовательных действий; кроме того, в) полученные на гносеологическом и аксиологическом уровнях эстетического отношения образы (категории) и оценки именно здесь приобретают практическую направленность, меняется аспект их раскрытия преимущественная направленность на объект познания и оценки сменяется преимущественной направленностью на объект преобразования. Ценностная ориентация, как бы она тесно не была связана с жизнью и какой бы практической эффективностью ни обладала, все же целиком относится к сфере сознания, в то время как материально-практический (креативный компонент образования) относится к сфере материальной деятельности. В любом проявлении материального преобразования действительности эстетический аспект возникает не как технический, технологический, экономический и другие подобные аспекты, а всегда как аспект социальный. К.Маркс рассматривал «практическое созидание предметного мира» как «самоутверждение человека» [165.С.158)]. И одним из важнейших проявлений этого самоутверждения он считал способность человека к формированию «материи также и по законам красоты» [165, с. 158]. Следует особо обратить внимание студентов, что эстетическое отношение отличается и по субъектам его формирования (общество, нация, малая социальная группа, личность), по качественному своеобразии (прекрасное, трагическое, комическое) и по способу существования (эстетический вкус, идеал, взгляд, отношение). Особо следует остановиться на эстетическом идеале и вкусе. Они есть результат, с одной стороны, усвоения индивидом или социальной группой предшествующего социального опыта, а с другой стороны, приобщения от ний Министерства общего и профессионального образования РФ, показывают, что степень ориентированности студентов на духовно-нравственные ценности стоит в обратной зависимости от их адаптации в современных экономических условиях. Современное реформирование высшей школы ставит задачу вернуть общечеловеческим ценностям приоритетные места в сознании студентов, не отвергая того, что личность студента должна быть одновременно и прагматичной, владеющей новыми технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний. Следует ещё раз напомнить, что ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую форму регуляции поведения и деятельности человека, основанную на саморегуляции и самоорганизации посредством свободного выбора ценностей в процессе самоопределения [188, с.95]. Сформированные ценностные ориентации позволяют человеку избирательно относиться к окружающим явлениям, проявлять надситуативную активность, наиболее адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную ценность (для себя), но и объективную (для всех), то есть ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества. Ценностные ориентации помогают опосредовать связь личность с миром и другими людьми, одновременно представляя собой механизм индивидуализации и социализации. В любом проявлении материального преобразования действительности возникает эстетический аспект. И здесь уместно напомнить студентам высказывание К. Маркса, который рассматривал «практическое созидание предметного мира» как «самоутверждение человека» [165, с.158]. И одним из важнейших проявлений этого самоутверждения он считал способность человека к формированию «материи также и по законам красоты». [165, с.158]. Изменение объектов по эстетическим меркам выступает как отношение, которое раскрывает богатство человеческого развития и определяется как преобразование мира. В данном преобразовании находит процесс начавшийся на |