Проверяемый текст
Бобровский, Михаил Витальевич; "Экономика участия", потенциал и перспективы применения в современной России (Диссертация 2002)
[стр. 191]

перативной общине, в которой полностью будет отсутствовать частная собственность, классы, личная заинтересованность и деньги, однако членам общины придется «оплачивать проценты на капитал, потребный для того, чтобы дать им работу»156.
Разрешение противоречия труд-капитал Р.
Оуэн видел в распределении доходов по результатам труда и замене денег квитанциями, удостоверяющими, какое количество труда работник затратил на изготовление товара и может обменять на «базаре справедливого обмена» на нужный ему товар,
содержащий равное количество труда.
Однако практическая деятельность
Р.
Оуэна оказалась более позитивной и в отличие от чисто умозрительных «утопий» К.-А.
Сен-Симона и Ш.
Фурье, он попытался осуществить свои идеи на практике, став одним из зачинателей кооперативного движения.
Таким образом,
автор приходит к выводу о том, что идея преодоления противоречия труда и собственности посредством создания общества, в котором производитель и собственник соединяется в одном лице, зародилась еще на этапе становления капитализма.
Однако происхождение и содержание идеи на этом этапе было обусловлено утопическими чертами: во-первых, это продукт мыслительной деятельности, во многом оторванный от реальностей; во-вторых, идеи не могут быть реализованы из-за отсутствия надлежащих условий; втретьих, конкретные «модели» общества, предлагаемые ею, неизбежно остаются фантазией уже в «силу их конкретности».

Но даже при самом критическом подходе нельзя не заметить наличие некоторых положительных аспектов, а именно, идеи утопического социализма сформировали черты будущего участия работников в хозяйственной системе общества, создав основу его содержания, и сохранили свое значение вплоть до настоящего времени.
Дальнейшее развитие идеи, что продукт труда должен полностью принадлежать его создателем трудящимся, принадлежит социалистам-рикардианцам (У.
Томпсон, Т.
Годскин и др.), радикальным сторонникам трудовой теории стоимости Д.
Рикардо.
Так У.
Томпсон (1775-1833) в своей работе «Исследование принципов распределения богатства, наиболее способствующих человече
[стр. 38]

38 обретаемая по праву рождения, это пережиток средневековья, и для его преодоления надо передать «право наследования, ныне ограниченное пределами семьи...
государству, превращенному в ассоциацию трудящихся» [80, стр.
109].
Возможность разрешения противоречия между трудом и капиталом путем обобществления собственности отмечал и другой утопист Ш.
Фурье (17721837).
Согласно его идеям собственность обобществляется не в масштабах всего общества, а только в масштабах трудовых товариществ (фаланг), в которых совместно живут, работают и отдыхают трудовые коллективы численностью 1 2 тысячи человек.
В этих фалангах исчезнет также и противоположность между физическим и умственным трудом, так как работники в фалангах будут менять вид работы несколько раз в день.
Следует отметить, что требуемые для организации фаланг средства должны дать сами капиталисты, которые вступят в члены фаланги и станут ее акционерами, из чего следует, что идеи Ш.
Фурье, как и К.-А.
Сен-Симона, не предполагали уничтожения частной собственности.
В фалангах, по мысли Ш.
Фурье, полученная прибыль зачисляется на трудовые акции каждого и делится в отношении 5:4:3 между трудом («активными участниками работы»), акционерным капиталом («владельцами акций») и знаниями («теоретическими и практическими знаниями») [См.: 21, стр.
331-342].
Более радикальные преобразования, в целях достижения социальной справедливости, предлагал великий утопист Р.
Оуэн (1771-1858), который считал необходимым ликвидировать всю капиталистическую систему, на смену которой придет общественная собственность, общий труд, равенство в правах и реализуется небольшой коо> перативной общине, в которой полностью будет отсутствовать частная собственность, классы, личная заинтересованность и деньги, однако членам общины придется «оплачивать проценты на капитал, потребный для того, чтобы дать им работу» [21, стр.
349].
Разрешение противоречия труд-капитал Р.
Оуэн видел в распределении доходов по результатам труда и замене денег квитанциями, удостоверяющими, какое количество труда работник затратил на изготовление товара и может обменять на «базаре справедливого обмена» на нужный ему то


[стр.,39]

39 вар, содержащий равное количество труда.
Однако практическая деятельность
оказалась «утопий» К.-А.
Сен-Симона и Ш.
Фурье, он попытался осуществить свои идеи на практике, став одним из зачинателей кооперативного движения.
Таким образом,
идея преодоления противоречия труда и собственности посредством создания общества, в котором производитель и собственник соединяется в одном лице, зародилась еще на этапе становления капитализма.
Однако происхождение и содержание идеи на этом этапе было обусловлено утопическими чертами: во-первых, это продукт мыслительной деятельности, во многом оторванный от реальностей; во-вторых, идеи не могут быть реализованы из-за отсутствия надлежащих условий; в-третьих, конкретные «модели» общества, предлагаемые ею, неизбежно остаются фантазией уже в «силу их конкретности»
[См.: 240, стр.
57-60].
Но даже при самом критическом подходе нельзя не заметить наличие некоторых положительных аспектов, а именно, идеи утопического социализма сформировали черты будущего участия работников в хозяйственной системе общества, создав основу его содержания, и сохранили свое значение вплоть до настоящего времени.
Дальнейшее развитие идеи, что продукт труда должен полностью принадлежать его создателем трудящимся, принадлежит социалистамрикардианцам (У.
Томпсон, Т.
Годскин и др.), радикальным сторонникам трудовой теории стоимости Д.
Рикардо.
Так У.
Томпсон (1775-1833) в своей работе «Исследование принципов распределения богатства, наиболее способствующих человеческому
счастью» (1824) предпринял попытку найти альтернативу капиталистическому способу организации производства.
Такую альтернативу он видел, вслед за учителем Р.
Оуэном, в кооперативных ассоциациях производителей, работники которых будут получать полный продукт своего труда, что * укрепит трудовую мотивацию и приведет к значительному росту производительности.
Свои идеи социалисты-рикардианцы подкрепляли утилитаристским аргументом, согласно которому более равномерное распределение благ увеличивает суммарное человеческое счастье [80, стр.
106-107].

[Back]