скому счастью» (1824) предпринял попытку найти альтернативу капиталистическому способу организации производства. Такую альтернативу он видел, вслед за учителем Р. Оуэном, в кооперативных ассоциациях производителей, работники которых будут получать полный продукт своего труда, что укрепит трудовую мотивацию и приведет к значительному росту производительности. Свои идеи социалисты-рикардианцы подкрепляли утилитаристским аргументом, согласно которому более равномерное распределение благ увеличивает суммарное человеческое счастье1 . Следует отметить популярность в XIX веке идеи перехода от предприятий с наемным трудом к кооперативным производственным ассоциациям, высказываемую экономистами разных школ и воззрений. Различия заключались как в способе самого перехода, так и в организации самой производственной ассоциации. Например, позитивную программу реформирования буржуазного общества высказывал идеолог либерального реформизма Дж. С. Милль (18061873), полагающий, что переход к более справедливому и гуманному обществу возможен постепенно законодательными средствами. В своей книге «Принципы политической экономии с некоторыми ее приложениями к социальной философии» (1848) он высказал, что одним из пунктов программы реформирования является перспектива постепенного перетока капитала в руки самих рабочих, что позволит всем работникам участвовать в прибылях, и такая трансформация капитала «кратчайшим путем привела бы к достижениям социальной справедливости»15 . В производственных ассоциациях немецкий представитель Ф. Лассаль (1825-1864) видел средство ликвидации системы наемного труда, которая устанавливает размер заработной платы на уровне минимума средств существования рабочих, и улучшение положения рабочего класса. По его мнению, эти производственные ассоциации, в которых сами работники являются собствен157История экономических ученый / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 106-107. 153Коспок В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1998. С.64-66. 192 |
39 вар, содержащий равное количество труда. Однако практическая деятельность оказалась «утопий» К.-А. Сен-Симона и Ш. Фурье, он попытался осуществить свои идеи на практике, став одним из зачинателей кооперативного движения. Таким образом, идея преодоления противоречия труда и собственности посредством создания общества, в котором производитель и собственник соединяется в одном лице, зародилась еще на этапе становления капитализма. Однако происхождение и содержание идеи на этом этапе было обусловлено утопическими чертами: во-первых, это продукт мыслительной деятельности, во многом оторванный от реальностей; во-вторых, идеи не могут быть реализованы из-за отсутствия надлежащих условий; в-третьих, конкретные «модели» общества, предлагаемые ею, неизбежно остаются фантазией уже в «силу их конкретности» [См.: 240, стр. 57-60]. Но даже при самом критическом подходе нельзя не заметить наличие некоторых положительных аспектов, а именно, идеи утопического социализма сформировали черты будущего участия работников в хозяйственной системе общества, создав основу его содержания, и сохранили свое значение вплоть до настоящего времени. Дальнейшее развитие идеи, что продукт труда должен полностью принадлежать его создателем трудящимся, принадлежит социалистамрикардианцам (У. Томпсон, Т. Годскин и др.), радикальным сторонникам трудовой теории стоимости Д. Рикардо. Так У. Томпсон (1775-1833) в своей работе «Исследование принципов распределения богатства, наиболее способствующих человеческому счастью» (1824) предпринял попытку найти альтернативу капиталистическому способу организации производства. Такую альтернативу он видел, вслед за учителем Р. Оуэном, в кооперативных ассоциациях производителей, работники которых будут получать полный продукт своего труда, что * укрепит трудовую мотивацию и приведет к значительному росту производительности. Свои идеи социалисты-рикардианцы подкрепляли утилитаристским аргументом, согласно которому более равномерное распределение благ увеличивает суммарное человеческое счастье [80, стр. 106-107]. 40 Следует отметить популярность в XIX веке идеи перехода от предпри* « ятии с наемным трудом к кооперативным производственным ассоциациям, высказываемую экономистами разных школ и воззрений. Различия заключались как в способе самого перехода, так и в организации самой производственной ассоциации. Например, позитивную программу реформирования буржуазного общества высказывал идеолог либерального реформизма Дж. С. Милль (18061873), полагающий, что переход к более справедливому и гуманному обществу возможен постепенно законодательными средствами. В своей книге «Принципы политической экономии с некоторыми ее приложениями к социальной философии» (1848) он высказал, что одним из пунктов программы реформирования является перспектива постепенного перетока капитала в руки самих рабочих, что позволит всем работникам участвовать в прибылях, и такая трансформация капитала «кратчайшим путем привела бы к достижениям социальной справедливости» [См.: 103, стр. 64-66]. В производственных ассоциациях немецкий представитель Ф. Лассаль (1825-1864) видел средство ликвидации системы наемного труда, которая устанавливает размер заработной платы на уровне минимума средств существования рабочих, и улучшение положения рабочего класса. По его мнению, эти производственные ассоциации, в которых сами работники являются собственниками применяемых ими средств производства, должны финансово поддерживаться государством [См.: 103, стр. 70]. Русские экономисты также обсуждали вопросы преодоления противоречия капитал-труд, социального переустройства общества и в связи с этим судьбу капитализма в России, затрагивая при этом области социальной философии, истории, религии, что существенным образом влияло на собственно экономические исследования. Наиболее радикальные идеи, связанные с переходом к новому строю революционным путем, высказывал Н. Чернышевский (18281889), который, объявив свою систему политической экономии «теорией трудящихся», поставил вопрос об изменении материального благосостояния в пользу трудящихся. Он считал, что «труд есть единственный источник произ |