Кооперативный принцип в будущем социалистическом обществе предлагал применить один из крупнейших русских теоретиков кооперации М. ТуганБарановский (1865-1919). В своей работе «Социальные основы кооперации» (1 9 1 4 )168 он указывал на возможность кооперативного движения открыть путь свободному труду, смягчить принудительный характер государственного социализма, при котором решается проблема эффективности, но и существует опасность ограничения личной свободы. По мнению М. Туган-Барановского, для роста благосостояния необходимы централизм и план, а для свободы синдикализм, делающий «распорядителем производственного процесса ту самую группу рабочих, которая в этом процессе занята»169. Поэтому эволюция социализма, идеалом которого будет социальное равенство, должна состоять в замене грубого коллективизма свободной кооперацией. Согласно взглядам М. Туган-Барановского, увеличение производительности общественного труда одновременно повышает прибыль и заработную плату, которые не обязательно находятся в обратном отношении друг к другу: «периоды подъема заработной платы суть вместе с тем и периоды подъема прибыли», и наоборот1'0. Повышение заработной платы и улучшение условий существования рабочего, увеличивает его трудоспособность и успешность труда, что в свою очередь дает возможность определенной солидарности интересов рабочих и капиталистов. Данный аспект, обозначенный М. Туган-Барановским, является одним из способов разрешения противоречия между трудом и капиталом, и получил дальнейшее развитие, как в теоретических концепциях, так и в практике хозяйствования. В частности, Э. Бернштейн (1850-1932) как представитель этического социализма, пересмотрев утверждение К. Маркса об абсолютном и относительном обнищании рабочего класса при капитализме, полагал, что с развитием капитализма происходит улучшение положения рабочего класса, и совокупная доля труда в валовом национальном продукте увеличивается. Важное утвер168См.: Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989. 169Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1998. С. 137. 170Там же. С.138. |
43 ние управляющих в кооперативной системе меньше. Выход из этого, по А. Маршаллу, ожидавшего от кооперативного движения больших успехов, в «кооперативной вере», порядочности и повышении образования работников. Большое значение для развития «экономики участия» имело высказывание А. Маршалла о системах участия в прибылях, как о практической возможности частичного применения кооперативного принципа. Благодаря чему «фирма окажется как в материальном, так и моральном выигрыше вследствие уменьшения трений между рабочими и администрацией, усиления стремления ее работников непременно вносить в рабочий процесс небольшие усовершенствования, ..., привлечения на свое предприятие рабочих, обладающих способностью и трудолюбием выше среднего уровня» [126, стр. 392]. Кооперативный принцип в будущем социалистическом обществе предлагал применить один из крупнейших русских теоретиков кооперации М. ТуганБарановский (1865-1919). В своей работе «Социальные основы кооперации» (1914) [См.: 201] он указывал на возможность кооперативного движения открыть путь свободному труду, смягчить принудительный характер государственного социализма, при котором решается проблема эффективности, но и существует опасность ограничения личной свободы. По мнению М. ТуганБарановского, для роста благосостояния необходимы централизм и план, а для свободы синдикализм, делающий «распорядителем производственного про♦ цесса ту самую группу рабочих, которая в этом процессе занята» [103, стр. 137]. Поэтому эволюция социализма, идеалом которого будет социальное равенство, должна состоять в замене грубого коллективизма свободной кооперацией. Согласно взглядам М. Туган-Барановского, увеличение производительности общественного труда одновременно повышает прибыль и заработную плату, которые не обязательно находятся в обратном отношении друг к другу: «периоды подъема заработной платы суть вместе с тем и периоды подъема прибыли», и наоборот [103, стр. 138]. Повышение заработной платы и улучшение условий существования рабочего, увеличивает его трудоспособность и успешность труда, что в свою очередь дает возможность определенной солидарности 44 интересов рабочих и капиталистов. Данный аспект, обозначенный М. ТуганБарановским, является одним из способов разрешения противоречия между трудом и капиталом, и получил дальнейшее развитие, как в теоретических концепциях, так и в практике хозяйствования. В частности, Э. Бернштейн (1850-1932) как представитель этического социализма, пересмотрев утверждение К. Маркса об абсолютном и относительном обнищании рабочего класса при капитализме, полагал, что с развитием капитализма происходит улучшение положения рабочего класса, и совокупная доля труда в валовом национальном продукте увеличивается. Важное утверждение Э. Бернштейна относительно «экономики участия» состоит в том, что ♦ крупный капитал возможно демократизировать и социализировать посредством превращения его в акционерный капитал, что совместно с массовым распро4» странением акции приведет к росту средних слоев, вымывавшихся в ходе концентрации капитала [103, стр. 81]. Противоположного мнения придерживался В. Ленин (1870-1924), который в своих работах «Развитие капитализма в России» (1899) [См.: 117], «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916) [См.:115] исторически проанализировав развитие капитализма, а также перспективы и проблемы будущего развития экономической теории и практики, пришел к выводу о невозможности преодоления противоречия между трудом и капиталом при капитализме. Поэтому В. Ленин, полагая, что реальное соединение трудящихся со средствами производства возможно только в новом социалистическом обществе, критически относился к возможности становления простого рабочего совладельцем капитала при капитализме: ««Демократизация» владения акциями, от которой буржуазные софисты и оппортунистические «тоже социал-демократы» ожидают (или уверяют, что ожидают) «демократизации капитала», усиление роли и значения мелкого производства и т.п., на деле есть один из способов усиления мощи финансовой олигархии» [115, стр. 345]. По В. Ленину, выпуск мелких народных акций создает иллюзию совладения; привлекает небольшие сбережения трудящихся для увеличения власти монополистов; дает возможность различ |