Проверяемый текст
Бобровский, Михаил Витальевич; "Экономика участия", потенциал и перспективы применения в современной России (Диссертация 2002)
[стр. 229]

( Теории организации труда возникли на базе разработок школы «человеческих отношений», основатели которой (Э.
Мэйо и Ф.
Ротлисбергер) обнаружили прямую связь производительности труда человека с рядом социальных факторов.
В 40-х годах исследование проблем участия было продолжено Э.
Флейшманом, в 50-60-е годы Р.
Лайкертом и Д.
Макгрегором, в 70-е годы
К.
Аджирисом.
Наиболее эффективным, с их точки зрения, является «демократический» стиль управления, предполагающий максимальное внимание руковоф / дителя к нуждам подчиненных, привлечение их к принятию решений, касающихся работы, создание атмосферы свободы и творчества в решении рабочих задач209.
Первоначальный этап развития этого подхода связан с разработкой идей «партисипативного управления», развивающегося в двух направлениях: привлечение к принятию решения подчиненных в рамках отношений начальникподчиненный; и привлечение к принятию решений представителей различных групп работников организации.
Сторонники идей «партисипативного управления» зачастую критиковали бизнес за неспособность внедрить эти идеи в практику и создание только «ощущения участия».
Представители «ситуационного» подхода (Ф.
Фидлер, Ф.
Геллер, В.
Врум, Ф.

Йеттон210) высказывали, что степень участия подчиненных должна определяться сложностью той или иной задачи; компетенцией руководителей и подчиненных; зависимостью внедрения решения от одобрения его исполнителями и т.д.
В рамках «институционального подхода» (Ф.
Селезник, Ч.
Перроу, Т.

Л 1 1 Парсонс) концепции организационного принятия решений рассматриваются как процесс взаимных требований и уступок, ведущий к определенным компромиссам между участвующими группами.
Эти разработки охватывали
такие 209См.: Американские буржуазные теории управления (критич.
анализ).
Под.
ред.
Б.З.
Мильнера и Е.А.
Чижова.
М.: Мысль, 1978.; Карпухин H.
Д.
Капиталистическая эксплуатация сегодня: Вопросы теории и практики организации труда.
М.: Мысль, 1982.; Меньшиков С.М.
Современный капитализм.
Краткая политэкономия.
М.: «Мысль», 1974.; Мильнер Б.З.
Теория организаций.
М: ИНФРА-М, 1999.; Argyris С.
Personality and Organizations.
N.Y., 1957.; Licert R.
The Human Organization.
N.Y., 1968.; McGregor D.
The Human Side of Enterprise.
— N.Y., 1960.
и др.
2,0 Американские буржуазные теории управления (критич.
анализ).
Под.
ред.
Б.З.
Мильнера и Е.А.
Чижова.
М.: Мысль, 1978.
С.238.
211 Там же.
С.81.
229
[стр. 71]

I 71 научно-техническая революция, новая технология и система «человектехника» требуют ответственного отношения к весьма дорогостоящей технике; стремление использовать не только исполнительскую, но и организаторскую способность работников в экономической сфере; сдвиг в сознании трудящихся, понимании того, что принятие решении, касающихся условии и организации их труда, распределении его результатов не может больше оставаться исключительной привилегией собственников.
Теории организации труда возникли на базе разработок
теоретиков школы «человеческих отношений», основатели которой (Э.
Мэйо и Ф.
Ротлисбергер) обнаружили прямую связь производительности труда человека с рядом социальных факторов.
В 40-х годах исследование проблем участия было продолжено Э.
Флейшманом, в 50-60-е годы Р.
Лайкертом и Д.
Макгрегором, в 70-е годы
эффективным «демократический» стиль управления, предполагающий максимальное внимание руководителя к нуждам подчиненных, привлечение их к принятию решений, касающихся работы, создание атмосферы свободы и творчества в решении рабочих задач [См.: 20; 84, 130; 132; 133; 135; 238; 250; 263; 264].
воначальныи «партисипативного управления», развивающегося в двух направлениях: привлечение к принятию решения подчиненных в рамках отношений начальникподчиненный; и привлечение к принятию решении представителей различных групп работников организации.
Сторонники идей «партисипативного управления» зачастую критиковали бизнес за неспособность внедрить эти идеи в практику и создание только «ощущения участия».
Представители «ситуационного» подхода (Ф.
Фидлер, Ф.
Геллер, В.
Врум, Ф.

Иеттон [См.: 20; 238]) высказывали, что степень участия подчиненных должна определяться сложностью той или инои задачи; компетенцией руковоe дителей и подчиненных; зависимостью внедрения решения от одоорения его исполнителями и т.д.
В рамках «институционального подхода» (Ф.
Селезник, Ч.
Перроу, Т.

Парсонс) [20, стр.81] концепции организационного принятия реше

[стр.,72]

72 ний рассматриваются как процесс взаимных требований и уступок, ведущий к определенным компромиссам между участвующими группами.
Эти разработки охватывали
гия (собственников, менеджеров, специалистов, служащих, рабочих, молодежи и т.д.), принципы, регулирующие участие различных групп работников организации в принятии решении, в осуществлении контроля и т.д.
Современные исследователи прагматичнее в своих рекомендациях.
Например, с точки зрения американского экономиста Л.
Туроу, основные факторы производства вктючают в себя, помимо капитала, рабочей силы и управления, отношения между рабочими и администрацией [182, стр.
9].
Более того, управление людьми, т.е.
«мягкая технология», дает значительно больший экономический эффект, нежели «твердая технология» капиталовложения в оборудование, исследования и расширение фирм.
Концептуальные теории в области организации труда, как направление науки, связанное с исследованием структуры мотивации деятельности человека ЧУ и возможных путей воздействия на его поведение в интересах системы производства, принадлежат по своему существу к бихевиористской школе в теории управления.
В результате исследования форм и методов организации труда описываются как узкоспециальными, так и относительно более или менее универсальными теоретическими концепциями, к их числу относят следующие: концепцию «обогащение труда»; концепцию «гуманизации труда»; концепцию «организационного развития»; повышение «качество трудовой жизни»; «экономическую (промышленную) демократию»; «участие в управлении».
В концепции «обогащения труда» (Ф.
Герцберг, Л.
Дэвис, Р.
Хакман, Дж.
Олдхэм, А.
Тернер, П.
Лоуренс, Р.
Уолтон [См.: 20; 238])) предлагается «обогатить» содержание каждого конкретного вида труда путем передачи рабочему в той или иной степени, в том или ином виде части контрольноуправленческих функций.
Одним из направлений реорганизации труда в целях его «обогащения» в модели Хакмана-Олдхэма [84, стр.
90] было предложено вертикальное расширение функций, целью которого явилось частичное умень

[Back]