Проверяемый текст
Сомова, Елена Григорьевна; Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 27]

психологические, личностные, социокультурные; индивидуальные и групповые; компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные); вербальные и невербальные факторы затрудненного общения [123, с.9-10].
Рассмотрение основных работ по проблематике затрудненного общения позволяет говорить о большом количестве психологических проявлений трудностей межличностного взаимодействия, все многообразие которых в работе Т.А.Аржакаевой
[6, с.4] сведены к двум основным формам: 1.
Внешне выраженные, наблюдаемые в поведении субъектов в процессе их общения.

Эмпирическими коррелятами этих форм трудностей выступают неадекватность поведения, нарушения согласованность, обострение взаимоотношений, неадекватность поведения, нарушения согласованности, обострение взаимоотношений до ссор и конфликтов, экспрессивно-речевые проявления, а также количественные показатели интенсивность, длительность, синхронность, дистанция и объем общения.
2.
Внутренние, субъективные проявления трудностей общения, которые могут быть отражены в сознании индивидов на рациональном (перцептивном) уровне в виде представлений о том, какие факторы и причины затрудняют общение, блокируют его, и на эмоциональном (аффективном) уровне в виде переживания психологического дискомфорта, неудовлетворен-ности от общения.
Таким образом, можно
выделать следующие эмпирические коррелянты трудностей общения: поведенческие конкретные акты коммуникативного поведения субъектов общения, рациональные представления самих субъектов о причинах и факторах, затрудняющих общение, эмоциональные переживание психологического дискомфорта, неудовлетворения собой и общением в целом.
Фиксация на этом аспекте рассмотрения проблемы затрудненного общения имеет методологическое значение, поскольку от того, на что обращает внимание исследователь, изучая проблему, на какие психологические проявления трудностей он ориентируется, зависит выбор
27
[стр. 28]

реживаются.
Иными словами, детерминаны или факторы затрудненного общения позволяют определить психологические проявления, признаки, корреляты трудностей общения, что необходимо для разработки методического инструментария их диагностики.
Наиболее полно классификация причин затрудненного общения представлена в работе М.Т.
Нагеровой, в которой анализируется проблема трудностей общения с позиций социальной этнопсихологии.
Помимо уже обозначенных нами детерминант, вызывающих психологические проблемы в общении, автор называет: осознаваемые и неосознаваемые; представленные в сознании и реально несуществующие; ситуативные и устойчивые; глобальные и парциальные; общевозрастные, индивидуально-психологические, личностные, социокультурные; индивидуальные и групповые; компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные); вербальные и невербальные факторы затрудненного общения (65, с.
9-10).
Рассмотрение основных работ по проблематике затрудненного общения позволяет говорить о большом количестве психологических проявлений трудностей межличностного взаимодействия, все многообразие которых в работе Т.А.
Аржакаевой
(8, с.
4 ) сведены к двум основным формам: 1.
Внешневыраженные, наблюдаемые в поведении субъектов в процессе их общения.

Эмпирическмими коррелятами этих форм трудностей выступают неадекватность поведения, нарушения согласованности , обострение взаимоотношений, неадекватность поведения, нарушения согласованности , обострение взаимоотношений до ссор и конфликтов, экспрессивно-речевые проявления, а также количественные показатели интенсивность, длительность, синхронность, дистанция и объем общения.
2.
Внутренние, субъективные проявления трудностей общения, которые могут быть отражены в сознании индивидов на рациональном (перцептивном) уровне в виде представлений о том, какие факторы и причины затрудняют общение, блокируют его, и на эмоциональном (аффективном) уровне в виде переживания психологического дискомфорта, неудовлетворенности от общения.
Таким образом, можно
выделить следующие эмпирические корреляты трудностей общения: поведенческие конкретные акты коммуникативного поведения 28

[стр.,29]

субъектов общения, рациональные представления самих субъектов о причинах и факторах, затрудняющих общение, эмоциональные переживание психологического дискомфорта, неудовлетворения собой и общением в целом.
Фиксация на этом аспекте рассмотрения проблемы затрудненного общения имеет методологическое значение, поскольку от того, на что обращает внимание исследователь, изучая проблему, на какие психологические проявления трудностей он ориентируется зависит выбор
им методов исследования и их применение.
Предпринятый теоретический анализ работ по проблеме трудностей общения, позволяет сделать вывод о том, что и понятие “трудности общения“, и его психологическое содержание неоднозначно в трактовке и раскрываются разными авторами поразному, в зависимости от тех теоретических позиций, которых придерживается автор.
Термин “трудности общения” употребляется в психологической литературе как синоним “затруднений в общении”, “проблем .общения”, “коммуникативных трудностей”, “коммуникативных барьеров”* “сбоев”, “нарушений” и т.д.
Содержательное наполнение этих терминов, их интерпретация неоднозначны, порой размыты, что существенно осложняет возможность теоретических обобщений в данной области исследования.
Исследуя подходы к рассмотрению проблемы затрудненного общения, мы сталкиваемся с наличием множества разнообразных взглядов и теорий на сущность этого явления.
В каждом случае решение проблемы трудностей общения, при всей ее известности и непреходящей актуальности, зависит от общего теоретического подхода автора к фундаментальным понятиям “общение” и “личность”.
Для изучения описываемого нами феномена в психологии используются различные подходы.
Большие возможности в изучении причин, форм проявления, способов осознания и переживания личностью своих трудностей в общении, а также в разработке методов их коррекции открывает типизация индивидуальнопсихологических особенностей субъекта, которую можно осуществлять по различным основаниям.
В качестве таковых можно использовать представления о различных уровнях психической регуляции: психофизиологический, индивидуальноисполнительский, смысловой или собственно личностный (18).
В соответствии с вышеизложенным следует выделить два класса оснований: 29

[Back]