Проверяемый текст
Менджерицкая, Юлия Александровна; Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия (Диссертация 1998)
[стр. 30]

1.2.
Индивидуально-личностные детерминанты и социальнопсихологические критерии описания затрудненного общения Наличие близкой дистанции общения, непосредственной включенности индивидов в общение четко не дифференцирует затрудненное незатрудненное общение.
Важными различительными критериями
выступают направленность установок, система отношений, способы удовлетворения потребностей партнеров и степень обусловливания результатов общения их личностными особенностями.
В качестве таких личностных особенностей, непосредственно влияющих на результаты общения, обычно называются те, в которых отражаются ценности общения, степень свободы общающихся, уровень их доминирования, модальность отношений.
С точки зрения этих критериев субъектом затрудненного общения является тот, кто не признает свободу, уникальность, ценность партнера по общению, проявляя это в стремлении доминировать над ним, в объектном отношении, неприязни, враждебности
и отчуждении.
Субъект затрудненного общения демонстрирует непонимание, неадекватную оценку, как собственных возможностей, интересов, потребностей, так и возможностей, интересов, потребностей другого, искажает действительность.

В способах взаимодействия такого индивида преобладает поверхностность, неадекватность, манипулятивность, стремление дистанцироваться.
Данный вывод
подтверждается работами, авторы которых используют понятия, близкие к понятию «затрудненное незатрудненное общение», например: продуктивный непродуктивный стиль жизни, деструктивность, фрустрация потребностей, непродуктивный продуктивный типы личности, враждебные стратегии межличностных отношений и т.д.
Так, А.Адлер подчеркивал, что фрустрация потребности в превосходстве объясняет выбор способов преодоления чувства неполноценности, формирование социального интереса, продуктивного непродуктивного стиля жизни.
Исходя из этого, можно предположить, что субъект затрудненного общения выбирает
30
[стр. 29]

субъекта общения, которые приводят к различным исходам.
Так, в перечисленных работах указывается на то, что особенности отношений, дистанция, качество контакта, способы удовлетворения социальных потребностей и формы обращения являются характеристиками субъекта общения и могут быть использованы в качестве критериев описания субъекта затрудненного незатрудненного общения (8; 18; 24; 62: 77; 86; 125; 169; 170 и др.).
Наличие близкой дистанции общения, непосредственной включенности индивидов в общение четко не дифференцирует затрудненное незатрудненное общение.
Важными различительными критериями
выступает направленность установок, системы отношений, способы удовлетворения потребностей партнеров и степень обусловливания результатов общения их личностными особенностями.
В качестве таких личностных особенностей, непосредственно влияющих на результаты общения, обычно называются те, в которых отражаются ценности общения, степень свободы общающихся, уровень их доминирования, модальность отношений.
С точки зрения этих критериев субъектом затрудненного общения является тот, кто не признает свободу, уникальность, ценность партнера по общению, проявляя это в стремлении доминировать над ним, в объектном отношении, неприязни, враждебности
в его адрес и отчуждении.
Субъект затрудненного общения демонстрирует непонимание, неадекватную оценку как собственных возможностей, интересов, потребностей, так и возможностей, интересов, потребностей другого, искажает действительность,
ß способах взаимодействия такого индивида преобладает поверхностность, неадекватность, манипуляти вность, стремление дистанцироваться.
Данный вывод,
прежде всего, подтверждается теми работами, в которых авторы используют понятия, близкие к понятию "затрудненноенезатрудненное общение".
Например,
продуюивный-непродуктивный стиль жизни, деструктивность, фрустрация потребностей, непродуктивный-продук

[стр.,30]

тивнмй типы личности, враждебные стратегии межличностных отношений и т.д.
Гак, А.
Адлер подчеркивал, что фрустрация потребности в превосходстве объясняется выбор способов преодоления чувства неполноценности, формирование
социальною интереса, продуктивногонепродуктивного стиля жизни.
Исходя из этого, можно предположить, что субъект затрудненного общения выбирает
гиперкомпенсацию как способ преодоления чувства неполноценности.
Для пего характерны хвастливость, высокомерие, эгоцентричность, за которыми скрывается неспособность принять себя и низкая самооценка.
Его стремление к превосходству имеет деструктивное направление, раскрывающееся в использовании других с целью достижения личной славы.
Ведущими установками, сопутствующими непродуктивному стилю жизни субъекта, выступают самоуверенность, напористость, отсутствие социального интереса и заботы о благополучии других, враждебность, доминантность (177).
В свою очередь, Э.
Фромм прямо указывает на зависимость развития личности как субъекта деструктивного поведения от особенностей удовлетворения фундаментальных потребностей человека в общении, в межиндивидуальных связях, в поиске идентичности (172; 173).
Он вводит понятия "мучительной свободы" и "бегства от свободы", в которых отражается стремление человека преодолеть чувства зависимости, одиночества, собственной незначимости и отчужденности, порождаемые неудовлетворением базовых потребностей.
Именно механизмы бегства от свободы, представляющие собой определенные личностные особенности и черты характера, могут выступать как критерии описания субъекта затрудненного общения.
Согласно такому критерию, примером описания субъекта затрудненного общения выступает'личность, которая избрала авторитаризм, деструктивность, возвышение в качестве механизмов удовлетворения базовых потребностей.
Такой человек характеризуется стремлением к доминированию, контролю над другими, же

[Back]