Проверяемый текст
Менджерицкая, Юлия Александровна; Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия (Диссертация 1998)
[стр. 36]

отношений, 3) степени противоречивости отношений и способа ее разрешения, 4) степени деструктивности отношений, 5) уровня активности отношений.
Опираясь на
данные критерии, можно заключить, что субъектом затрудненного общения будет выступать представитель такого типа субъекта отношений, для которого свойственны разорванность отношений, преобладание негативных и деструктивных тенденций в отношениях, высокая степень противоречий в отношениях, доминирование деструктивных способов их разрешения, отсутствие перспективы реализации отношений.
В противоположность этому субъект незатрудненного общения
является представителем типа субъекта отношений, для которого характерны единство отношений, преобладание позитивных и развивающих тенденций в отношениях, доминирование развивающих способов раз решения противоречий, возможность реализации отношений, способствующая продуктивности и результативности.
В исследовании Т.А.Аржакаевой [4] в качестве характеристик субъекта общения исследуется направленность в общении, сила «Я» и коммуникативная активность.
В процессе работы
она приходит к выводу, что индивид, затрудняющий общение, это не тот, у кого отсутствуют социально желательные черты (обаятельный, добросовестный и т.д.), а тот, у кого обнаруживаются свойства коммуникативной пассивности и слабости «Я» (неуверенность в себе, робость, замкнутость, необщительность, зависимость от внешних обстоятельств и оценок, безынициативность, недостаточный самоконтроль и саморегуляция состояний).
Индивиды, неуспешные в общении, имеют преимущественно манипулятивный, авторитарный и монологический типы направленности в общении.

Субъект незатрудненного общения характеризуется коммуникативной активностью, силой «Я»,
высоким самоконтролем, сбалансированной саморегуляцией, адекватными притязаниями, у него не наблюдается преобладания манипулятивного, авторитарного и монологического типов направленности в общении.
Традиция изучения роли личностных образований в возникновении
3 6
[стр. 35]

обеспечивает подлинное развитие и взаимное глубокое понимание (13; 22; 62; 144; 169).
Типология активности субъектов в социально-психологических ситуациях, предложенная К.Л.
Абульхановой-Славской (2) это еще одна возможность интерпретации субъекта затрудненного незатрудненного общения.
Выводы ее работы позволяют заключить, что субъект затрудненного общения отличается от субъекта незатрудненного общения несбалансированной саморегуляцией, у него низко развита способность адекватно использовать внешние и внутренние критерии социально-психологических ситуаций, он имеет низкие показатели самоконтроля, непредсказуемые реакции на критику и нереальные притязания.
Следуя принципам построения типологии активности субъекта, разработанным К.А.
Абульхановой-Славской (2), Е.Ь.
Старовойтенко (156) предложила типологию субъектов отношений.
Типы субъектов отношений выявляются автором на основе 1) выделения позитивных и негативных тенденций в отношениях, 2) степени целостности-разобщенности отношений, 4) степени противоречивости отношений и способа ее разрешения, 5) степени деструктивности отношений, 6) уровня активности отношений.
Опираясь на
критерии выделения типов субъектов отношений, разработанные Е.Б.
Старовойтенко (156), можно заключить, что субъектом затрудненного общения будет выступать представитель такого типа субъекта отношений, для которого свойственны разорванность отношений, преобладание негативных и деструктивных тенденций в отношениях, высокая степень противоречий отношений, доминирование деструктивных способов разрешения противоречий, отсутствие перспективы реализации отношений, приводящее к регрессу и разрушению.
В противоположность этому, субъект незатрудненного общения
выступает представителем типа субъекта отношений, для которого характерны единство отношений, преобладание позитивных и развивающих тенденций в

[стр.,36]

отношениях, доминирование развивающих способов разрешения противоречий, возможность реализации отношений, способствующая продуктивности и резулы ативносги.
В исследовании Т А.
Аржакаевой (I Г) в качестве характеристик субъекта общения исследуется направленность в общении, сила "Я" и коммуникативная активность.
В процессе работы
Т.А.
Аржакаева приходит к выводу, что индивид, затрудняющий общение, это не тот, у кого отсутствуют социально желательные черты (обаятельный, добросовестный и т.д.), а тот, у кого обнаруживаются свойства коммуникативной пассивности и слабости "Я" (неуверенность в себе, робость, замкнутость, необщительность, зависимость от внешних обстоятельств и оценок, безынициативность, недостаточный самоконтроль и саморегуляция состояний).
Индивиды, неуспешные в общении, имеют преимущественно манипулятивный, авторитарный и монологический типы направленности в общении
(11).
Субъект незатрудненного общения характеризуется коммуникативной активностью, силой "Я
1 1 , высоким самоконтролем, сбалансированной саморегуляцией, адекватными притязаниями, у него не наблюдается преобладание манипулятивного, авторитарного и монологического типов направленности в общении.
Этот вывод также подтверждается рядом работ, посвященных изучению направленности в общении (41; 42; 150), исследованию личности манипулятора (56) и роли различных личностных образований в формировании феномена "затрудненное общение" (30; 75; 77; 84; 85; 86; 133; 164; 183).
Традиция изучения роли личностных образований в возникновении
затрудненного незатрудненного общения в отечественной психологии складывалась иод сильным влиянием работ А.А.
Бодалева (18; 19; 20; 22; 24) и Е.
В.
Цукановой (178; 179.).
В исследованиях их последователей ( I I ; 24; 75; 77; 85; 149; 178; 179; 188 и др.) особое внимание уделяется особенностям установок, мотивации, ценностных ориентаций, отражающих опыт формирования

[Back]