Проверяемый текст
Сомова, Елена Григорьевна; Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 52]

зарубежных психологов (Кауэн Е., 1913, Харпат Дж., 1983 и др.) приводится ряд убедительных фактов, доказывающих, что люди, не умевшие строить гармоничные отношения со сверстниками в детстве и юношестве, более склонны к неврозам и психическим расстройствам, к грубому поведению с окружающими, преступной деятельности, к различным нарушениям сексуального характера.
Таким образом, становится очевидной необходимость анализа причин затрудненного общения в юношеском возрасте, формирования подхода комплексной диагностики и на ее основе разработка рекомендаций и выбор адекватных и эффективных способов, направленных на преодоление данной проблемы.

Психологические трудности общения в юношеском возрасте рассматриваются в ряде эмпирических исследований.
В работе И.Э.Стрелковой исследуются объективные причины затруднений в общении студентов, а также роль индивидуальнопсихологических и личностных характеристик в нарушении межличностного взаимодействия
[164].
Под трудностями общения автор понимает
«...нарушения контактов и хода взаимодействия партнеров, возникновение всякого рода препятствий развития отношений, вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно и партнеры (или один из них) испытывают эмоциональное неблагополучие, напряжение, что сопровождается дезадаптацией поведения» [164, с.4].
Такое определение указывает на трудности общения как противоположность благоприятному, налаженному, оптимальному общению.
Анализируя типологию затрудненного общения, предложенную автором, можно говорить об учете многоплановости и сложности основ и причин изучаемого явления.
Так И.Э.Стрелкова обращает внимание на тот факт, что «..

.само явление благоприятное неблагоприятное общение предполагает элемент оценивания и содержательно может быть интерпретировано для индивида в субъективном и объективном значениях» [там же].
Кратко рассмотрим 52
[стр. 23]

Обращают на себя внимание расхождения, существующие в категориальном аппарате проблемы затрудненного общения.
Для определения и раскрытия данного феномена авторы употребляют неоднозначные понятия от незначительных “сбоев”, “ошибок”, “дефектов”, которые в целом не нарушают межличностного общения и могут быть легко преодолены самими участниками общения, до крайне выраженных “расстройств” и “отклонений”, при которых общение жестко блокируется и для его возобновления необходима серьезная психологическая работа с субъектами общения.
Нередки ситуации, когда одному и тому же понятию, которое используют как дефиницию затрудненного общения, даются различные содержательные определения.
Так, например, для обозначения затрудненного общения в социальной психологии часто употребляют понятие “коммуникативный барьер”, которое имеет чрезвычайно широкую трактовку от всего, “ 'что препятствует эффективному общению и блокирует его ”до таких “психических процессов, свойств или даже состояний человека в целом, которые консервируют скрытый эмоциональноинтеллектуальный потенциал его активности” (72, с.
3-13).
Неудовлетворительное состояние категориального аппарата изучаемой нами проблемы, тем не менее, не мешает' попыткам исследователей дать хотя бы в обобщенном виде определение данному феномену.
Анализ существующих работ позволяет сделать вывод, что под психологическими трудностями общения многими авторами понимаются “нарушения контактов и хода взаимодействия партнеров, возникновение всякого рода препятствий развитию отношений, вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно и партнеры испытывают эмоциональное неблагополучие, напряжение, что может приводить к дезадаптации поведения” (106, с.
4).
В отечественной психологии в понимании психологической природы трудностей общения как субъективного феномена сложилась тенденция, на которую указывает В.А.
Лабунская, интерпретировать и оценивать “...реальные , объективные “трудности общения” на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью (45, с.
24).
В качестве последней чаще всего рассматривается “благоприятное”, “компетентное”, “налаженное”, “оптимальное” общение, среди значимых параметров такого общения, как правило, рассматриваются определенные качества личности, ее способности, навыки и умения.
Несоответствие партне23

[стр.,77]

гда находят адекватную реализацию в практической деятельности молодых людей, что зачастую сопряжено с проигрыванием “чужих” ролей в общении, самоотрицанием, невозможностью полностью выразить свой внутренний мир.
Неуверенность в себе рождает, в свою очередь, боязнь показаться смешным, “потерять себя” в общении, приводит к напряженности в общении и неудовлетворенности им.
По мнению Л.И.
Мнацаканян личностно-поведенческие противоречия у юношей и девушек выражаются не только в полярности чувств и эмоций, но и в противоречивости испытываемых потребностей, желаний и стремлений, которые они стремятся реализовать в общении с окружающими (61).
Так автор пишет: “Это возраст больших противоречий, наиболее выраженных внутренних и внешних, личностных и межличностных конфликтов, ...когда проявляется в большей степени застенчивость и бахвальство, кокетство и насмешка” (61, с.
16).
В силу противоречивости вышеизложенных обстоятельств, одной из главных проблем юношеского возраста становятся затруднения в обретении себя, в способности выразить и, как результат, обрести себя во взаимодействии с другими людьми.
В период юности, в пору поиска личностной идентичности, открытия и обретения собственного “Л” эта проблема часто приобретает в сознании молодых людей характер экзистенциальной.
Проблемы во взаимоотношениях с людьми, в особенности со сверстниками, ведут к самым различным формам эмоциональной и социальной неприспособленности в зрелые годы.
В исследованиях зарубежных психологов (Кауэн Е., 1973, Харпат Дж., 1983 и др.) гфиводится ряд убедительных фактов, доказывающих, что люди, не умевшие строить гармоничные отношения со сверстниками в детстве и юношестве, более склонны к неврозам и психическим расстройствам, к грубому поведению с окружающими, преступной деятельности, к различным нарушениям сексуального характера.
Таким образом, становится очевидной необходимость анализа причин затрудненного общения в юношеском возрасте, формирования подхода комплексной диагностики и на ее основе разработка рекомендаций и выбор адекватных и эффективных способов, направленных на преодоление данной проблемы.

77

[стр.,78]

Психологические трудности общения в юношеском возрасте рассматриваются в ряде эмпирических исследований.
В работе И.Э.
Стрелковой исследуются объективные причины затруднений в общении студентов, а также роль индивидуально-психологических и личностных характеристик в нарушении межличностного взаимодействия
(106).
Под трудностями общения автор понимает
“...нарушения контактов и хода взаимодействия партнеров, возникновение всякого рода препятствий развития отношений, вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно и партнеры (или один из них) испытывают эмоциональное неблагополучие, напряжение, что сопровождается дезадаптацией поведения” (106, с.
4).
Такое определение указывает на трудности общения как противоположность благоприятному, налаженному, оптимальному общению.
Анализируя типологию затрудненного общения, предложенную автором, можно говорить об учете многоплановости и сложности основ и причин изучаемого явления.
Так И.Э.
Стрелкова обращает внимание на тот факт, что
“...само явление благоприятное неблагоприятное общение предполагает элемент оценивания и содержательно может быть интерпретировано для индивида в субъективном и объективном значениях” (106, с.
4).
Кратко рассмотрим описанную в работе ютассификацию характеристик затрудненного общения и выделенные категории студентов, отличающихся специфическими особенностями нарушений общения.
Автор выделяет ряд параметров, на основе которых можно диагностировать испытуемых, с точки зрения типологии нарушения общения.
К ним относятся “уровень удовлетворенности своим общение; степень осознанности основных характеристик своих отношений к окружающим, в том числе затруднений в общении и их причин; широта узость диапазона нарушений общения: от нарушения отдельных сторон и функций до разрыва взаимоотношений кратковременность затруднений: их ситуативность или устойчивость, повторяемость; глубина возникающих противоречий; характер затруднений, что нарушается в содержании и формах взаимоотношений; источники и причины, вызывающие напряженность, разлаженность общения”.
Перечисленные параметры безусловно оказываются значимыми при анализе того, с каким именно видом нарушения имеет дело психолог и 7*

[Back]