Проверяемый текст
Лунькова, Ольга Викторовна. Имущественные права несовершеннолетних (Диссертация 2006)
[стр. 84]

84 самостоятельно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданского законодательства.
Гражданско-правовое несовершеннолетнего сводится положение к такому эмансипированного юридическому порядку, в соответствии с которым он вправе самостоятельно, по своей воле, независимо от чьего-либо усмотрения определять юридически значимые условия своего поведения.
Следовательно, в гражданско-правовых отношениях он приравнивается к совершеннолетним гражданам, то есть к лицам, достигшим
18 лет, за исключениями, прямо предусмотренными законом.
В
связи с этим логичной является и самостоятельная гражданско-правовая ответственность по договорным и внедоговорным обязательствам эмансипированного лица.
Вопросом, вызывающим
и дискуссии в теории, лица.
неоднозначное объем толкование правои по на практике является Некоторые дееспособности этому вопросу эмансипированного разъяснения содержатся в актах высших судебных инстанций.
Так,
рассматривая п.
16 Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г.
«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»,
наблюдается, что эмансипированный несовершеннолетний обладает в полном объеме правами и несет обязанности, за исключением тех из них, для приобретения которых Федеральным законом устанавливается возрастной ценз .
Эта
Верховного позиция подтверждена суда РФ от 20 и в п.
7 Постановления Пленума
применении судами апреля 2006 г.
«О законодательства при рассмотрении дел об усыновлении, удочерении»", где См.: О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ : постановление Пленума ВС и ВАС // Бюллетень Верховного суда РФ.
1996.
№9.
2 См.: О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления : постановление Верховного суда РФ // Бюллетень Верховного суда РФ.
2006.
№ 6.
1
[стр. 7]

7 3.
Доказывается необходимость критического восприятия имеющихся мнений о динамике правоспособности граждан, а также о возможности признания за ними различной правоспособности в зависимости от возраста.
4.
Делается вывод о том, что для заключения договора жилищного найма несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет фактически не требуется согласия попечителя, так как интересы несовершеннолетнего здесь не могут быть ущемлены, поскольку все условия договора предусмотрены в самом Типовом договоре, и несовершеннолетний может самостоятельно заключить договор найма, а также расплачиваться за квартиру из своего заработка (иных доходов).
5.
Для устранения дискуссионности вокруг завещательной способности несовершеннолетнего, а также обеспечения полной реализации его гражданской правоспособности представляется необходимым изменить соответствующие нормы гражданского законодательства.
П.2 ст.
1118 ГК РФ должен быть дополнен положением, допускающим в силу п.
1–2 ст.
26 ГК РФ возможность несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет составлять завещания и распоряжаться судьбой имущества, источником которого являются средства, упомянутые в пп.
1.
и пп.
2.
п.
2.
ст.
26 ГК РФ.
6.
Исходя из положений теории права и правил юридической техники, следует полагать, что в отношении несовершеннолетних наследников п.
4 ст.
1157 ГК РФ подлежит ограничительному толкованию – разрешение органов опеки и попечительства не требуется на отказ от наследства несовершеннолетними, но полностью дееспособными лицами.
7.
Обосновывается вывод о том, что обращение гражданина с просьбой об эмансипации есть проявление его правосубъектности.
Гражданскоправовое положение эмансипированного несовершеннолетнего сводится к такому юридическому порядку, в соответствии с которым он вправе самостоятельно, по своей воле, независимо от чьего-либо усмотрения определять юридически значимые условия своего поведения.


[стр.,133]

133 (родители) или назначаются по завещанию и по определению от правительства.
Сопоставляя нормы института эмансипации, предусмотренного ГК России с общими положениями теории гражданского права и принципами гражданского законодательства мы приходим к выводам о том, что обращение гражданина с просьбой об эмансипации есть проявление его правосубъектности.
Правовое состояние эмансипации несовершеннолетнего относится к событиям длящегося характера и прекращается, как правило, смертью человека.
Хотя оно может быть изменено путем ограничения лица в дееспособности по правилам ст.
30 ГК РФ либо признания его недееспособным.
Следуя предложенной нами конструкции эмансипации, правовое состояние несовершеннолетнего может быть изменено, точнее, возвращено в первоначальное состояние (частичной дееспособности) в случае признания эмансипации недействительной.
Такая процедура возможна только в отношении лица, не достигшего восемнадцати лет.
В результате эмансипации несовершеннолетний, в отличие от других несовершеннолетних, освобождается от родительской «власти» и, не достигнув восемнадцати лет, как того требует ст.
60 Конституции РФ, вправе самостоятельно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданского законодательства.
Правовое состояние эмансипации — это неотъемлемое свойство лица, с которым связываются юридические последствия.
Правовое значение состояния эмансипации, в том, что оно влияет на возникновение, изменение или прекращения правоотношений, участником которых становится несовершеннолетний гражданин.
Гр а ж д а н с ко п р а в о в о е п о л ож е н и е э м а н с и п и р о в а н н о го несовершеннолетнего сводится к такому юридическому порядку, в соответствии с которым он вправе самостоятельно, по своей воле, независимо от чего-либо усмотрения определять юридически значимые

[стр.,134]

134 условия своего поведения.
Следовательно, в гражданско-правовых отношениях он приравнивается к совершеннолетним гражданам, то есть к лицам достигшим
восемнадцати лет, за исключениями, прямо предусмотренными законом.
В
этой связи логичным является и самостоятельная гражданско-правовая ответственность по договорным и внедоговорным обязательствам эмансипированного лица.
Вопросом, вызывающим
неоднозначное толкование на практике и дискуссии в теории, является объем право и дееспособности эмансипированного лица.
Некоторые разъяснения по этому вопросу содержатся в актах высших судебных инстанций.
Так,
в соответствии с п.
16 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г.
«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации»
эмансипированный несовершеннолетний обладает в полном объеме правами и несет обязанности, за исключением тех из них, для приобретения которых федеральным законом устанавливается возрастной ценз.
Эта
позиция подтверждена и в п.
7 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г.
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" ,
где отмечалось, что несовершеннолетние203 не могут быть усыновителями даже в случае приобретения ими полной дееспособности, поскольку п.
1 ст.
127 Семейного кодекса РФ установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем.
Разъяснения высших судов по вопросам судебной практики являются одним из важнейших элементов отечественной системы права и направлены на обеспечение единства применения Конституции РФ и федеральных законов.
Однако, по мнению Д.
Раева, можно не согласиться с тем мнением, что во всех случаях, когда в законе наделение человека определенным правом обусловлено наступлением конкретного, в данном случае 18-летнего, возраста, такое право ни в коем случае не может быть предоставлено Бюллетень Верховного Суд а РФ, N 9, 1997.203

[Back]