Проверяемый текст
Лавриненко, Нонна Анатольевна; Педагогический потенциал курса "Информационная культура" и условия повышения его эффективности (Диссертация 2004)
[стр. 49]

работа М .В.
Рыбаковой (164), содержащая «ядерный» список публикаций по проблемам экологаческой культуры и демонстрирующая динамизм различных областей научного знания, представители которых участвуют в становлении и развитии этого направления.
Она пишет:
"Гармонизация взаимоотношений человека с природой является одной из необходимых сторон общественного развития, поэтому следует определять не только экономические, технологические, но и духовно — нравственные условия и основания решения экологических проблем.
Целью общественного развития должно стать общество, способное разрешить экологические проблемы и обеспечить человеку не только благоприятное окружение, но и возможность удовлетворения подлинных его потребностей, всестороннего культурного общения».
Изначальный смысл понятия "экологическая культура" обогащается в своих значениях, соприкасаясь с понятийными системами различных наук.
К а к справедливо замечает С.Н.
Глазачев (39), актуальность сегодня приобретает вопрос о становлении особой научной дисциплины, т.е.
нового научного пространства, в границах которого
экологическая культура в совокупности ее практической и познавательной сферой, выступает как целостность, а не простой набор частей.
Имеется в наличии система факторов, определяющих необходимость специальной научной дисциплины со своей атрибутикой, наличие объекта, выход проблематики за пределы одной какой-либо науки, очевидная пересекаемость проблемных полей, масштабность феномена, проникновение его во все сферы жизнедеятельности человека, обширность фактографического знания, нуждающегося в обобщении именно в контексте
экологической культуры, ее сущности и специфики.
Сегодня объем понятия "экологическая культура" трактуется по разному в силу наличия ряда методологических подходов.
Различия в подходах приводят к разным представлениям структуры, функций, методов формирования
экологической культуры, что не дает возможность соединить 49
[стр. 21]

21 А.С.Пушкина в развитии информационной культуры России (1999г.), проблемы развития человека в информационном пространстве цивилизации (2000г.), проблемы информационной свободы и информационной безопасности (2001г.), парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура (2002г.), культура и образование в информационном обществе (2003г.).
Значительный вклад в становление этого научного направления внесли Ю.С.Зубов, Н.А.Сляднева, М.Г.Вохрышева, Н.И.Гендина, И.И.Горлова, А.А.Гречихин, Б.А.
Семеновкер, Э.П.Семенюк, В.М.Петров, Г.А.Голицин, С.Г.Антонова, А.В.Соколов, И.Г.Моргенштерн и другие.
В 1996 году вышло первое учебное пособие Н.Б.Зиновьевой «Информационная культура личности: Введение в курс», где впервые были предприняты попытки теоретического обобщения проблематики и создания авторской концепции.
Имеющиеся публикации по проблемам информационной культуры личности констатируют наличие огромного количества эмпирического материала, актуальность и значимость этой проблемы, повышения ее роли в системе управления общественными процессами.
Междисциплинарный характер проблемы информационной культуры породил разнообразие теоретических концепций, описывающих этот феномен.
Работы, посвященные информационной культуре, весьма разнородны, отличаются использованием разного понятийного аппарата, методов исследования, научными традициями.
Об этом, в частности, свидетельствует работа В.А.Фокеева (156), содержащая «ядерный» список публикаций по проблемам информационной культуры и демонстрирующая динамизм различных областей научного знания, представители которых участвуют в становлении и развитии этого направления.
Он пишет:
"Целесообразно обратить внимание на некоторую парадоксальность возникновения и дальнейшего развития рассматриваемого феномена.
Родился он в недрах библиографоведения, на самом его пограничье, интуитивно связывался первоначально со смыслом, близким к бытийному пониманию как "культура потребления информации", за которым простирается огромное пространство традиций "пропаганды библиотечно-библиографических знаний".
Изначальный смысл понятия "информационная культура" обогащается в своих значениях, соприкасаясь с понятийными системами различных наук" (156, С.
49-50) Как справедливо замечает М.Г.Вохрышева (31), актуальность сегодня приобретает вопрос о становлении особой научной дисциплины, т.е.
нового научного пространства, в границах которого
информационная культура в совокупности ее практической и познавательной сферой, выступает как целостность, а не простой набор частей.
Имеется в наличии система факторов, определяющих необходимость специальной научной дисциплины со своей атрибутикой, наличие объекта, выход проблематики за пределы одной какой-либо науки, очевидная пересекаемость проблемных полей, масштабность феномена, проникновение его во все сферы жизнедеятельности человека, обширность фактографического знания, нуждающегося в обобщении именно в контексте
информационной культуры, ее сущности и специфики.


[стр.,22]

22 Сегодня объем понятия "информационная культура" трактуется по-разному в силу наличия ряда методологических подходов.
Различия в подходах приводят к разным представлениям структуры, функций, методов формирования
информационной культуры, что не дает возможность соединить исследовательский результат в логически непротиворечивую модель.
Анализируя объем понятия «информационная культура», Н.Б.Зиновьева пишет: «Методологический разброс мнений заключается в рассмотрении информационной культуры: 1.
а) в динамике, как процесса, эволюционирующего в человеческом обществе в поиске наиболее оптимальных форм информационного взаимодействия; б) в статике, как результата, сложившегося лишь на определенном уровне развития общества, приобретшего целостность вследствие глобальной информатизации всех сфер жизнедеятельности; 2.
а) как элемента макропроцессов, происходящих в обществе, инструмента их гомеостатического регулирования информационными средствами; б) как элемента микроуровня человеческого бытия; 3.
а) как самостоятельного феномена, имеющего собственный предмет, оригинальную структуру и функциональную самоценность, сформированную эволюционно; б) как инфраструктурного явления, проникающего во все сферы человеческой деятельности, осуществляющего побочные вспомогательные функции по отношению к основным функциям отраслей; 4.
а) в широком смысле, затрагивая мировоззренческие, когнитивные, морально-этические, психологические, социальные и технологические аспекты распространения информации в обществе и использование ее субъектом; б) в узком смысле, ограничивая проблематику лишь методами, способами овладения знаниями, умениями, навыками в области традиционных и электронных информационных технологий» (57, С.65).
Все указанные трактовки поддерживаются разными учеными, разными научными школами.
Кроме того, рассмотрение объема понятия «информационная культура» осложняется многочисленными совмещениями, пересечениями выделенных аспектов.
Но указанные аспекты всего лишь акценты в рассмотрении проблематики информационной культуры и не рассматриваются как альтернативные.
Дискутируются лишь вопросы, связанные с рассмотрением информационной культуры в широком и узком смыслах.
Причем трактовка информационной культуры в узком смысле представляет собой центральной звено всей ее проблематики, ибо не овладев современными знаниями, умениями, навыками в области поиска, отбора, хранения и использования информации субъект не сможет приспособиться к быстро изменяющимся условиям информационной среды и ощущать себя в ней комфортно.
Другое дело, что знания, умения, навыки не могут быть приобретены сами по себе, в отрыве от мировоззренческих, морально-этических, психологических сторон

[Back]