Проверяемый текст
Лавриненко, Нонна Анатольевна; Педагогический потенциал курса "Информационная культура" и условия повышения его эффективности (Диссертация 2004)
[стр. 51]

акценты в рассмотрении проблематики экологической культуры и не рассматриваются как альтернативные.
Дискутируются лишь вопросы, связанные с рассмотрением
экологической культуры в широком и узком смыслах.
Причем трактовка
экологической культуры в узком смысле представляет собой центральной звено всей ее проблематики, ибо, не овладев современными знаниями, умениями, навыками в области поиска, отбора, хранения и использования экологической информации субъект не сможет приспособиться к быстро изменяющимся условиям информационной среды и ощущать себя в ней комфортно.
Другое дело, что знания, умения, навыки не могут быть приобретены сами по себе, в отрыве от мировоззренческих, морально-этических, психологических сторон
социальной жизни.
Именно поэтому широкая трактовка
экологической культуры, по нашему мнению, более правомерна, тем более что она не отвергает рассмотренные ранее подходы к объему понятия, а наоборот, их органически в себя включает.
В этом плане следует отметить формулировку
экологической культуры, предложенную С.Н.
Глазачевым и О.Н.
Козловой, считающих, что «экологическая культура это не набор элементарных прикладных знаний, необходимых каждому человеку, дабы не заблудиться в природной среде.
Экологическая культура это методика, методология и мировоззрение общества современной эпохи» (39,с.16).
Но эта формулировка не может рассматриваться в качестве научной, а скорее — это образное выражение.
Поэтому в дальнейшем для характеристики базового понятия
«экологическая культура» нами используется определение, предложенное В.И.
Коробкиным и Л.В.
Передельским; «Экологическая культура это высшая стадия экологизации сознания, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой» (104,с.548).
В то же время, это определение
экологической культуры базируется на внимании к внутреннему миру личности, овладевающей знаниями, умениями и навыками в области взаимодействия с природой и обществом.
Поэтому считаем целесообразным привести определение
С.Н.
Глазачева, в трактовке 51
[стр. 22]

22 Сегодня объем понятия "информационная культура" трактуется по-разному в силу наличия ряда методологических подходов.
Различия в подходах приводят к разным представлениям структуры, функций, методов формирования информационной культуры, что не дает возможность соединить исследовательский результат в логически непротиворечивую модель.
Анализируя объем понятия «информационная культура», Н.Б.Зиновьева пишет: «Методологический разброс мнений заключается в рассмотрении информационной культуры: 1.
а) в динамике, как процесса, эволюционирующего в человеческом обществе в поиске наиболее оптимальных форм информационного взаимодействия; б) в статике, как результата, сложившегося лишь на определенном уровне развития общества, приобретшего целостность вследствие глобальной информатизации всех сфер жизнедеятельности; 2.
а) как элемента макропроцессов, происходящих в обществе, инструмента их гомеостатического регулирования информационными средствами; б) как элемента микроуровня человеческого бытия; 3.
а) как самостоятельного феномена, имеющего собственный предмет, оригинальную структуру и функциональную самоценность, сформированную эволюционно; б) как инфраструктурного явления, проникающего во все сферы человеческой деятельности, осуществляющего побочные вспомогательные функции по отношению к основным функциям отраслей; 4.
а) в широком смысле, затрагивая мировоззренческие, когнитивные, морально-этические, психологические, социальные и технологические аспекты распространения информации в обществе и использование ее субъектом; б) в узком смысле, ограничивая проблематику лишь методами, способами овладения знаниями, умениями, навыками в области традиционных и электронных информационных технологий» (57, С.65).
Все указанные трактовки поддерживаются разными учеными, разными научными школами.
Кроме того, рассмотрение объема понятия «информационная культура» осложняется многочисленными совмещениями, пересечениями выделенных аспектов.
Но указанные аспекты всего лишь акценты в рассмотрении проблематики информационной культуры и не рассматриваются как альтернативные.
Дискутируются лишь вопросы, связанные с рассмотрением
информационной культуры в широком и узком смыслах.
Причем трактовка
информационной культуры в узком смысле представляет собой центральной звено всей ее проблематики, ибо не овладев современными знаниями, умениями, навыками в области поиска, отбора, хранения и использования информации субъект не сможет приспособиться к быстро изменяющимся условиям информационной среды и ощущать себя в ней комфортно.
Другое дело, что знания, умения, навыки не могут быть приобретены сами по себе, в отрыве от мировоззренческих, морально-этических, психологических сторон


[стр.,23]

23 социальной жизни.
Именно поэтому широкая трактовка
информационной культуры, по нашему мнению, более правомерна, тем более, что она не отвергает рассмотренные ранее подходы к объему понятия, а наоборот, их органически в себя включает.
В этом плане следует отметить формулировку
информационной культуры, предложенную Ю.С.Зубовым и Н.А.Слядневой, считающих что информационная культура -это не набор элементарных прикладных знаний, необходимых каждому школьнику, дабы не заблудиться в библиотеке или компьютере.
Информационная культура это методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации" (63, С.
16).
Но эта формулировка не может рассматриваться в качестве научной, а скорее это обраЗное выражение.
Поэтому в дальнейшем для характеристики базового понятия
«информационная культура» нами используется определение, предложенное профессором Ю.С.Зубовым: «Информационная культура это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей» (62, С.7).
В то же время, это определение
информационной культуры страдает некоторой технологичностью, отсутствием внимания к внутреннему миру личности, овладевающей знаниями, умениями и навыками в области работы с информацией.
Поэтому считаем целесообразным привести определение
Н.Б.Зиновьевой, в трактовке которой информационная культура рассматривается как инструмент адаптации личности к условиям внешней среды, как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения социально значимой информации.
По мнению Н.Б.Зиновьевой содержание информационной культуры, ее сознательное и целенаправленное формирование включает в себя несколько аспектов, лежащих в разных плоскостях: В мировоззренческой плоскости гармонизация внутреннего мира человека может осуществляться путем осознания сущности происходящих явлений, познания законов и закономерностей распространения информации в обществе, воздействия ее на личность, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.
Сегодня воздействие информации на сознание и эмоциональное состояние людей, многократно усилено современными техническими средствами, поэтому информационная культура должна служить мощным противовесом этому неконтролируемому потоку.
Отсюда формирование информационной культуры должно рассматриваться в морально-этической плоскости, подразумевая воспитание личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих социальнодеструктивной информации, дезинформации, манипулирующей сознанием людей.
В психологической плоскости информационная культура заключается в выработке оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватного поведения личности, в формировании умения действовать в условиях избыточной информации и ее дефицита, оценивать качественную сторону информации, отбирать из

[Back]