Проверяемый текст
Лавриненко, Нонна Анатольевна; Педагогический потенциал курса "Информационная культура" и условия повышения его эффективности (Диссертация 2004)
[стр. 76]

(уточнение и стеоритипизацию метапроцедур по отношению ко всем новым предметным областям).
Еще одним
проявлением экологической культуры студента выступает включенность в коммуникативный процесс.
Включенность в коммуникативный процесс определяется количеством межличностных контактов субъекта, сопровождающихся
экологически информационным взаимообменом.
Коммуникативный процесс тем активнее, чем с большим числом субъектов осуществляется коммуникация, чем больше объем
экологической информации, передаваемой в результате взаимообмена, чем больше наблюдается включение новой экологической информации во взаимообмен, (есть, не передача уже известного, а элемента новизны, приводящего к повышению степени экологической информированности всех участников коммуникативного процесса).
В результате
экологической активности формируется так называемая эколого-коммуникативная компетентность.
Эколого-коммуникативная компетентность предполагает не только освоение традиций, образов и стилей поведения, мира символов, идей и ценностей, но и формирование у человека «образовательного знания» (по М.Щелеру), дающих видение вещей в определенной форме и смысловом контексте, позволяющего в самом становлении опыта упорядочить, расчленить экологическую информацию по образцам, формам, уровням согласно целостности мира.
Такое концептуальное знание выступает конструктивно-организующим началом, формирующим
эколого-коммуникативную компетентность индивида, благодаря которой возможно становление личности в конкретном социуме.
Эколого-коммуникативная компетентность становится основой формирования так называемого экологического мировоззрения.
Специалисты выделяют два типа мировоззрения.
По мнению
С.Н.Глазачева: «Первый тип представляет собой моделирующее мировоззрение.
Оно формируется на основе четкой модели,
вюночающей набор оценок различных явлений реального мира.
При этом типе мировоззрения управляющее начало
76
[стр. 49]

49 сложнее их ранжировать по значимости, соответственно, сложнее рационально выстроить свое поисковое поведение.
Развитые информационные потребности предполагают не всегда широкий содержательный спектр.
Могут быть информационные потребности широкие, но неглубокие по содержанию, поверхностные, затрагивающие лишь внешнее проявление событий, природных и социальных процессов, без погружения в их сущность.
Развитые информационные потребности предполагают четкое осознание границ своих информационных потребностей, необходимую их глубину (как теоретическую, так и глубину ретроспекции в изучении данной проблемы), ранжирование их по значимости и по соответствию своим жизненным и профессиональным целям.
Но самое главное качество развитых информационных потребностей -это их непрерывный характер и тенденция к усложнению.
Каждая удовлетворенная потребность в информации не ставит точку в этом вопросе, а влечет за собой новые вопросы, разрешение которых ставится в ранг потребности.
Это разветвление (размножение) потребностей характеризует их усложнение.
Таким образом, развитые информационные потребности не статичны, а динамичны.
Малоразвитые и неразвитые информационные потребности характеризуются слабой мотивацией, нечеткостью в определении границ, спонтанностью и непостоянством, невозможностью их ранжировать по значимости из-за слабой соотносимости с жизненными и профессиональными целями.
Становление собственно информационных потребностей, на наш взгляд, может осуществляться как «снизу» (расширение тезауруса приводит к поиску оснований для концептуализации имеющихся знаний), так и «сверху» (уточнение и стеоритипизацию метапроцедур по отношению ко всем новым предметным областям).
Еще одним
критерием информационной культуры студента выступает включенность в коммуникативный процесс.
Включенность в коммуникативный процесс определяется количеством межличностных контактов субъекта, сопровождающихся
информационным взаимообменом.
Коммуникативный процесс тем активнее, чем с большим числом субъектов осуществляется коммуникация, чем больше объем
информации, передаваемой в результате взаимообмена, чем больше наблюдается включение новой информации во взаимообмен (то есть, не передача уже известного, а элемента новизны, приводящего к повышению степени информированности всех участников коммуникативного процесса).
«В результате
информационной активности формируется так называемая информационно-коммуникативная компетентность.
Информационно-коммуникативная компетентность предполагает не только освоение традиций, образов и стилей поведения, мира символов, идей и ценностей, но и

[стр.,50]

50 формирование у человека «образовательного знания» (по М.Шелеру), дающих видение вещей в определенной форме и смысловом контексте, позволяющего в самом становлении опыта упорядочить, расчленить информацию по образцам, формам, уровням согласно целостности мира.
Такое концептуальное знание выступает конструктивно-организующим началом, формирующим
информационнокоммуникативную компетентность индивида, благодаря которой возможно становление личности в конкретном социуме» (11, С.65).
Информационно-коммуникативная компетентность становится основой формирования так называемого информационного мировоззрения.
Специалисты выделяют два типа мировоззрения.
По мнению
В.Е.Леончикова: «Первый тип представляет собой моделирующее мировоззрение.
Оно формируется на основе четкой модели,
включающей набор оценок различных явлений реального мира.
При этом типе мировоззрения управляющее начало
находится вне индивида.
Он является лишь объектом со стороны внешних источников.
Роль личности в данном случае сводится лишь к тому, чтобы усвоить отобранную другими информацию, которая должна составлять для него базу взглядов на жизнь.
Второй тип информационное мировоззрение, которое отличается от моделирующего тем, что оно выражается самим объектом на основе анализа знаний и выработки собственной позиции» (102, С.
399).
Информационное мировоззрение, то есть мировоззрение, которое формируется самостоятельно на основе анализа имеющихся информационных ресурсов, дает человеку ориентиры, позволяющие определить собственную позицию при изменении ситуации.
Это создает условия для уверенности в своих силах, для творческого и самостоятельного подхода к решению проблем.
Кроме того, информационное мировоззрение лежит в основе осознания человеком себя как личности свободной.
Последнее усиливает чувство собственного достоинства исходной базы отношений всякого гармоничного состояния сообщества.
С.Г.Антонова пишет: «Формирование информационного мировоззрения предполагает создание у субъекта представления о целостной картине мира.
Это одно из условий полноценного восприятия окружающего и осознание собственной позиции в контексте тех процессов, которые являются определяющими, может быть выполнено только в случае обеспечения взаимосвязи и взаимодействия информационных ресурсов личности» (7, С.
398).
В процессе формирования информационного мировоззрения личность овладевает навыками понимания чужого воззрения и соотносит его собственным.
Такие свойства информационного мировоззрения, как многомерность, диалогичность, ассоциативность, сравнительный характер его по отношению к чужим мировоззрениям не могут сформироваться при традиционном объяснительном способе обучения.
Это

[Back]